
Телеадаптация раннего романа Лианы Мориарти, написавшей «Большую маленькую ложь»
Софи Ханиуэлл (Тереза Палмер) — австралийская Кэрри Брэдшоу, очаровательная блондинка с вьющимися волосами, зарабатывающая на жизнь журналистскими материалами с хлесткими заголовками. Софи черпает вдохновение из дурных свиданий и вульгарных женских романов, но в душе давно мечтает о тихой семейной жизни. Софи почти сорок, а принц из зачитанных до дыр книг так и не появился на горизонте. Одного избранника смущает идиопатическая краниофациальная эритема (внезапное покраснение лица даже при минимальном волнении), а другого, напротив, — излишняя самоуверенность.
Перемены наступили вместе с решением заморозить яйцеклетки. В это же время Софи неожиданно узнает, что получила в наследство внушительных размеров дом от Конни (Анджела Панч МакГрегор) — пожилой родственницы бывшего жениха Томаса (Чарли Гарбер), с которой была едва знакома. В сопроводительном письме Конни просит Софи не отказываться от подарка — она уточняет, что именно здесь, на удаленном острове Скрибли-Гам, писательница найдет счастье. Передача имущества становится отправной точкой в череде событий, сплетающих тревожное настоящее со старой трагедией — загадочным исчезновением Элис и Джека Манро в конце 1960-х.
Мини-сериал «Последняя годовщина» снят по роману австралийской писательницы Лианы Мориарти, подарившей нам «Большую маленькую ложь», «Девять идеальных незнакомцев» и «Яблоки не падают никогда» (романы были адаптированы для малых экранов; в трех из четырех случаев в работе принимала участие Николь Кидман). В произведениях Мориарти, как правило, относительно много действующих лиц, а каждая новая страница не столько объясняет происходящее, сколько накидывает загадок и глубже погружает в водоворот событий. Неудивительно, что и в случае «Последней годовщины» (на русский язык роман был переведен как «Последний шанс») поначалу необходимо сосредоточиться на множественных родственных связях (к счастью, заставка сериала представляет собой иллюстрацию семейного древа).
Скрибли-Гам — микровселенная одной большой семьи. Много лет назад на острове бесследно исчезла молодая пара, Джек и Элис Манро. После них в гостевом домике остался лишь одинокий младенец и несколько загадочных улик: аппетитный мраморный пирог на кухонном столе, крутящаяся пластинка, несколько капель крови и черно-белое фото, на котором Элис в белом шифоновом платье навсегда застыла в чарующем танце, напоминающем движения Лины Эсбрар в фильме Алис Ги-Блаше. Сестры Конни и Роуз, взявшие на себя воспитание оставленной девочки, спустя много лет превратили легенду в способ заработка — теперь на остров еженедельно прибывают толпы туристов, жаждущих своими глазами посмотреть на уже взрослую сироту и тот самый гостевой домик. А Энигма (Хелен Томсон), кажется, тоже справилась с травмой выжившей — она спокойно проводит экскурсии, в миллионный раз повторяя слова знакомой истории. Но с прибытием на остров Софи все начинает стремительно меняться.
Конечно, «Последняя годовщина» — это прежде всего детектив, но чем глубже зритель погружается в повествование, тем яснее становится, что сериал не столько об исчезновении Элис и Джека, сколько о памяти, наследии, о материнстве, об одиночестве и поиске своего места в семье, которую ты, вообще-то, можешь выбирать.
В центре повествования — ансамбль женских персонажей. Одинокая наследница дома Софи, когда-то потерянный ребенок Энигма и ее дочь Грейс (великолепная Клод Скотт-Митчелл) — молодая мать и детская писательница, тихо тонущая в послеродовой депрессии. Жесткая представительница молодого поколения Вероника (Дэниэлл МакДональд), изначально враждебно настроенная по отношению к Софи, но постепенно раскрывающаяся как одна из самых остроумных и уязвимых фигур. Мать Вероники — Марджи (Сьюзан Прайор), мечтающая сбежать из дома и заняться фотографией. А еще над всеми витает образ Конни, чей последний поступок (передача дома Софи) вынуждает Роуз (Миранда Ричардсон) смириться с необходимостью начать говорить. Ирония заключается в том, что легенда, которую все якобы пытаются раскрыть, давно стала для семьи единственным источником дохода. Каждый по-своему эксплуатирует трагедию: Энигма проводит экскурсии и ежегодные годовщины, Конни при жизни готовила платное угощение для туристов, Вероника собирает материал для подкаста (в оригинале для книги), а теперь еще и Софи занялась журналистским расследованием для своей колонки.
Сценарий Сары Уолкер и Саманты Штраус не вторит оригинальному тексту, поэтому даже хорошо знакомых с романом читателей ждут небольшие сюрпризы. Действие «Последней годовщины» разворачивается медленно, предлагая не столько следовать за расследованием, сколько погружаться в островной быт и знакомиться с героями. Переливающиеся воды Хоксбери, обветренные стены старых домов, несущих следы нескольких поколений жильцов, и густые вечнозеленые деревья мастерски сокращают дистанцию между годом публикации романа (2004) и нашими днями — при просмотре сериала легко забыть, когда именно происходят события. Темы сериала тоже не подвластны времени — это эмоциональная близость между женщинами и материнство в самых разных его формах: социальная роль, инстинкт, травма, недостижимая мечта. В женской вселенной мужчины вынужденно оказываются на втором плане, но даже в такой шаткой позиции они остаются важными фигурами, без которых история была бы лишена цельности.
«Последняя годовщина» удерживает множество тем и голосов, не давая повествованию утонуть в мелодраматизме. Тайна исчезновения Манро, конечно, будет раскрыта. Но куда важнее окажется то, что откроется на пути к разгадке.