Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Обзор короткометражных фильмов, номинированных на «Оскар»

Порой за малой формой кроется большой замысел и ограниченный лишь временем масштаб дарования автора. Именно в усеченном хронометраже чаще всего находится место емкому концепту, идеям, не отягощенным побочными линиями, да и просто хорошему кино без всяких скидок на формат. Короткометражки, номинированные на «Оскар» в этом году, — яркое тому подтверждение: чужие письма, диалоги поколений, поэзия тактильности и концептуальный сай-фай.

Добавить в закладки
Обзор короткометражных фильмов, номинированных на «Оскар»

Рассказываем обо всех 15 фильмах, представленных в трех номинациях: «лучший короткометражный фильм», «лучший короткометражный анимационный фильм», «лучший короткометражный документальный фильм».

Лучший короткометражный фильм

Стивен Прескод в роли Терика на кадре из фильма «Прощупывание»

Стивен Прескод в роли Терика на кадре из фильма «Прощупывание»

Дурацкое совпадение или счастливый случай, который оборачивается неспешной поэзией тактильности: молодой человек Терик (Стивен Прескод) спешит найти кров на ночь и натыкается на слепоглухого человека. После короткого колебания он все же решает его коснуться, и так начинается их диалог на языке тела и письма. Арти (инвалида и, как оказалось, славного парня зовут Арти) воспринимает мир через свои ладони, и Терик старательно чертит буквы на его коже. Поначалу раздраженный своей сердобольностью, молодой человек постепенно проникается симпатией к новому знакомому.

Возможно, эта история в формате короткометражки была бы скорее похожа на социальный ролик, если бы не личный отпечаток. Режиссер Даг Роланд и сам однажды встретил слепоглухого Артемио и помог ему добраться до дома. Он признается, что не знал, как общаться со спутником, и интуитивно начал выводить буквы у него на ладони — впечатление от этого общения было таким сильным, что превратилось в кино. Роланд нанял на главную роль слепоглухого актера, в чем ему помогло сотрудничество с Центром Хелен Келлер.

Кино вышло бескомпромиссно гуманистическим: не только трогательным и нежным, но и гармоничным. Даг Роланд очень точно в кинематографической плоскости срифмовал два языка, музыки и прикосновений.

Оскар Айзек в роли Ричарде на кадре из фильма «Комната писем»

Оскар Айзек в роли Ричарде на кадре из фильма «Комната писем»

«Комната писем» — именно та короткометражка, которую рассчитываешь найти среди претендентов на «Оскар»: емкое по силе и средствам высказывание в малой форме. Документалистка Эльвира Линд перешла в художественное кино, но сразу с козырями на руках: главную роль в ее истории исполнил Оскар Айзек, а одну из второстепенных — Алина Шокат. Ричард (персонаж собственно Айзека) переходит на новую должность в тюрьме — он цензурирует письма заключенных. Полчаса вместе с ним мы подглядываем в чужие жизни: дни рождения, бытовые просьбы, дети, жены, первая любовь. Скромное умиление от местечкового вуайеризма сменяется настоящей трагедией, когда доходит очередь до посланий тем, кто из тюрьмы живым не выйдет.

Душераздирающую драму, впрочем, Линд (которая не только поставила картину, но и написала сценарий к ней) довольно легко и безболезненно женит с иронией и черным юмором, и даже аккуратно ступает на дорожку, протоптанную «Амели» и Жан-Пьером Жене, но обойдемся без спойлеров. Вполне вероятно, что именно этот фильм в итоге и получит статуэтку — он ловко соблюдает баланс между повесткой, кинематографичностью и усами Оскара Айзека.

Мариам Кань в роли Ясмины на кадре из фильма «Подарок»

Мариам Кань в роли Ясмины на кадре из фильма «Подарок»

На годовщину свадьбы простой палестинский мужчина Юсеф отправляется со своей дочерью в город — он хочет купить холодильник в подарок жене. Простой шопинг, впрочем, оборачивается целым неприятным приключением: дело в том, что на пути в магазин стоит израильский КПП с военными, которые не слишком жалуют мусульманских соседей. Они сначала сажают на время Юсефа в клетку, а потом не пропускают с холодильником домой, ведь тот на пару сантиметров не вмещается в двери (а через ворота для машин пропускать палестинцев, мол, «не положено»).

Грузный политический посыл в «Подарке» сглаживается тонким исполнением. Режиссёр Фарах Набулси высекает саспенс из абсолютно будничных ситуаций — покупки бытовой техники и доставки её домой — и тем самым эффектно показывает рутинный ужас жизни в оккупированной Палестине. Не без манипуляций, разумеется, но в такой истории без них, в принципе, сложно обойтись.

Джоуи Бэдэсс в роли Картера на кадре из фильма «Два далеких незнакомца»

Джоуи Бэдэсс в роли Картера на кадре из фильма «Два далеких незнакомца»

Афроамериканец-хипстер просыпается дома у своей новой подруги и, обменявшись любезностями, уходит — ему ещё дома собаку кормить. До квартиры, правда, он не доберётся: прямо у выхода из здания стоит мерзкий белый полицейский, который сначала докапывается до сигареты в руках парня (мол, на табак не похоже), а затем обращает внимание на подозрительную стопку денег. Завязывается борьба, герой не понимает, за что его вяжут, и в итоге его убивают за сопротивление аресту. После чего он просыпается в то же самое утро, которое уже проживал.

Очевидно, что «Два далёких незнакомца» — киноплакат, написанный по горячим следам прошлогодних протестов после убийства Джорджа Флойда (героя тут в первый раз тоже придушивают, и он так же кричит I can’t breathe). Авторы ненароком вспоминают всех несправедливо убитых и через эффектный концепт «дня сурка» показывают грустную реальность жизни афроамериканцев в США: что бы ты ни делал и как бы себя ни вёл, тебя всё ещё может застрелить случайный белый коп. Агитка — да, но если и делать такое политически заряженное кино, то уж лучше делать, как «Два далёких незнакомца». То есть бойко и креативно.

Дэниэл Гад на кадре из фильма «Белый глаз»

Дэниэл Гад на кадре из фильма «Белый глаз»

Парень стоит на улице около велосипеда, который пристегнут на замок, и о чём-то оживлённо говорит по телефону. Сначала кажется, что он хочет своровать двухколёсный аппарат, но всё немного сложнее. Наоборот, велосипед украли у него, причём ещё месяц назад, а теперь он его нашёл и хочет вернуть. Сделать это будет непросто: сначала приехавшие копы откажутся действовать без предъявленных доказательств. А затем придётся разбираться с «вором», мясником-эмигрантом, который утверждает, что ничего не крал, а велосипед купил на автобусной остановке для своей дочери.

«Белый глаз» сперва удивляет изобразительным решением — 20-минутный фильм целиком снят одним дублем, таким образом конструируя классицистическую нерушимость действия. Но ещё больше он удивляет тем, что спустя пару минут ты и вовсе забываешь о технической фишке, погрузившись в его драматургический поток. Герой ходит кругами, общается с разными людьми, и потихоньку его маленький конфликт становится яркой синекдохой общенациональной проблемы. Это искусно сделанное и прекрасно написанное кино, которое легко бы могло стать фаворитом «Оскара» 2021-го — но скорее останется приятной тёмной лошадкой.

Лучший короткометражный анимационный фильм

Кадр из анимационного фильма «Нора»

Кадр из анимационного фильма «Нора»

Та самая короткометражка Pixar, которая шла перед началом «Души» в кинотеатрах, вполне самостоятельно претендует на награду в категории «лучший короткометражный анимационный фильм». Слова в ней появляются лишь на чертежах дома, в остальном в зверином подземном царстве приняты охи и скрипы в качестве коммуникации.

Крольчонок-индивидуалист пытается найти уютное местечко для своего домика, но вот беда — везде занято: там ежи, тут ящерицы, слева лягушки, справа тараканье бистро. Приуныв, ушастый роет ход на самое дно и даже глубже и дальше, чтобы там понять, что своя нора хороша, но соседи не так плохи, как кажется. Авторке фильма Мэделин Шарафьян еще нет 30, а она уже успела поработать над одним из главных анимационных сериалов последнего времени «Вся правда о медведях». Впрочем, короткометражка явно ему уступает — это вполне милая зарисовка о духе коллективизма, но умещается в простое и вечное: «Давайте жить дружно».

Кадр из анимационного фильма «Гений места»

Кадр из анимационного фильма «Гений места»

Постимпрессионистская анимационная поэзия: едва ли формулируемая в словах история одной французской девушки, которая вышла из дома и оказалась в мире, где нет чётких линий. Каждый кадр Адриен Мериго (работавший, между прочим, художником на «Песни моря») решает максимально неординарным способом. Его фильм — нарисованная от руки абстракция, где среди фигур и хаотичных штрихов скрывается не столько сюжет, сколько неоформленное чувство. Какой-то особый вид одиночества, щемящая боль потери и невозможности осознать самого себя в турбулентном мире.

Кадр из анимационного фильма «Если что-то случится, я люблю вас»

Кадр из анимационного фильма «Если что-то случится, я люблю вас»

Название короткометражки дарит безошибочное предчувствие, что впереди совершенно душераздирающая анимация. Из медной серости мира выкачали все цвета, оставив лишь редкие вкрапления голубого как напоминание о трагедии — родители оплакивают погибшую дочь. Еще недавно она отмечала десятилетие, а теперь с ее футбольным мячом играет только кошка. Смотреть на горе, ставшее карандашей линией на плоскости, невыносимо больно: непроговоренные чувства оборачиваются беззвучно кричащими силуэтами, парящими над контурами тел мужа и жены.

Авторам Майклу Говье и Уиллу МакКормаку сначала пришла идея, а затем уже был выбран метод — анимация оказалась лучшим воплощением для этой истории. При создании Говье и МакКормак не забыли о принципах инклюзивности: реализацией их замысла в производстве занимались исключительно женщины. Вполне вероятно, что хедлайнер предстоящей церемонии Netflix и в этой категории заберет статуэтку, впрочем, вполне заслуженно.

Кадр из анимационного фильма «Опера»

Кадр из анимационного фильма «Опера»

Перед нами большая пирамида, находящаяся где-то посреди космоса. Населена она маленькими человечками, которые — в зависимости от своего расположения в пирамиде — занимаются разными важными делами. Кто-то носит еду огромному королю, кто-то совокупляется, другие охраняют покой. В один момент в пирамиде начнётся кровопролитная война, и местные боги начнут весь цикл заново.

«Опера», в общем-то, не столько фильм, сколько концептуальный объект искусства. Здесь нет особого сюжета, только изображение метафорической пирамиды, в которой копошится и живёт разрозненное миниатюрное общество. Сделано это всё очень изобретательно, но, думается, место «Опере» всё же в современном музее, а не среди оскаровских номинантов.

Кадр из анимационного фильма «Люди-да»

Кадр из анимационного фильма «Люди-да»

Милая исландская анимация, колоритный сборник зарисовок из жизни одного многоквартирного дома (допустим, в Рейкьявике, но вообще где угодно). Персонажи не говорят ничего, кроме слова «да» в разном контексте: от автоматизированного поддакивания в ответ на телефонный звонок до экзальтированного «да!» соседей, что занимаются в спальне за стенкой понятно чем. Чем-то фильм напоминает «Моих соседей Ямада» Исао Такахаты, который тоже комично подмечал разные детали в жизни простых людей. Только, понятно, сделан он намного проще. Это вообще, пожалуй, самый невыразительный номинант на короткометражный анимационный «Оскар» этого года.

Лучший короткометражный документальный фильм

Колетт Марин-Катрин на кадре из документального фильма «Колетт»

Колетт Марин-Катрин на кадре из документального фильма «Колетт»

Документалист Энтони Джаккино идет на кладбище Второй мировой войны: две его героини — совсем юная девушка-историк Люси Фубль и видевшая войну своими глазами Колетт Марин-Катрин — отправляются в Дора-Миттельбау. В концлагере в Германии был убит старший брат Колетт Жан-Пьер. Несмотря на обилие хроники и несколько публицистическую форму короткометражки (неудивительно — ее выпускает The Guardian), интереснее всего наблюдать как раз за диалогом двух разных поколений в одном путешествии. Люси и Колетт плачут, говорят о птицах, постепенно проникаются друг другом, и именно эта преемственность и возможность таких разных людей быть услышанными по-настоящему завораживают.

«Мы играли с огнем или огонь играл с нами», — говорит Колетт о своем вступлении в ряды Сопротивления, когда она была совсем подростком. Всю жизнь женщина откладывала это паломничество, но благодаря Люси решилась посмотреть своему горю в глаза.

Хорас Бауэрс ст. на кадре из документального фильма «Концерт - это беседа»

Хорас Бауэрс ст. на кадре из документального фильма «Концерт - это беседа»

Название точно отражает суть: музыка становится языком разговора двух разных поколений. Дед и внук рассказывают о своем пути к сцене и о сложностях, с которыми они сталкивались в первую очередь из-за расизма. Это одновременно портрет эпохи и семейное генеалогическое древо — любые социальные нарывы всегда точнее вскрываются в лицах. Крис Бауэрс (режиссер и один из двух главных героев этой картины) очень точно это прочувствовал: именно лицам он отдает экран. Крупные планы, морщинки на коже, щепотка грустинки в глазах. От малого к большему, от вешалки с пиджаком до большого зала, от одной семьи до целой страны. «Концерт — это беседа» перекликается сразу с несколькими другими оскаровскими номинантами, причем не только этого года. Речь идет и о «Ма Рейни: Мать блюза», и о пиксаровской «Душе», и даже о «Зеленой книге» — вручением статуэтки которой и заканчивается короткометражка.

Кадр из документального фильма «Не разделять»

Кадр из документального фильма «Не разделять»

В 2020 году весь мир был захвачен в тиски не только пандемией, но и огнем протестов, прокатившихся по земному шару. В Гонконге волнения начались чуть раньше, еще летом 2019 года, как реакция на законопроект об экстрадиции, который рисковал подорвать автономию государства.

Режиссер и оператор Андерс Хаммер подробно фиксирует хронику протеста: мирные демонстранты, вандалы, студенты, медики и полиция: он выхватывает из толпы случайные лица и черные шлемы. Именно полицейским на экране отведено отдельное место: по-настоящему режиссера волнуют насилие, произвол, аресты, выстрелы, постоянное чувство страха, нависающее над мирными протестующими. Что же, это болезненно актуальный вопрос не только для Гонконга, но и для всего мира.

Айда Альсадик на кадре из документального фильма «Отделение голода»

Айда Альсадик на кадре из документального фильма «Отделение голода»

Режиссёр Скай Фицджеральд продолжает свою гуманистическую миссию в мире кино. В 2018-м он номинировался на «Оскар» за «Шлюпку», трогательную документалку о миграционном кризисе в странах Средиземного моря. В 2015-м чуть-чуть не дошёл до номинации с «Пятьюдесятью футами от Сирии» — портретом врача, который самоотверженно лечил людей, пострадавших от гражданской войны. Теперь он возвращается на «Оскар» с щемящей картиной о больницах, где пытаются поддерживать жизнь умирающим от голода детям Йемена.

Сам Йемен терзает гражданская война между правительством, спонсируемым Саудовской Аравией, и повстанцами, которым платит Иран. Фицджеральд показывает обе стороны конфликта, но не занимает никакую политическую позицию. Ему не интересно, кто прав в этой войне, потому что не прав никто — никакая политика не стоит слезинки ребёнка. А уж тем более его мучительной смерти от голода.

Латаша на кадре из документального фильма «О Латаше с любовью»

Латаша на кадре из документального фильма «О Латаше с любовью»

С большим отрывом самая стильная короткометражная документалка на этом «Оскаре» — экспериментальный фильм Софии Нали Элисон об убитой в 1991 году Латаше Харлинс. Актуальность сюжета очевидна: из-за криминальной смерти 15-летней афроамериканки в Лос-Анджелесе тогда тоже начались массовые беспорядки. Повторяемость истории, впрочем, Элисон не интересует — по крайней мере, не так сильно, как попытки вникнуть в неординарную личность Харлинс. Чтобы донести свою мысль, режиссёрка использует весь широкий арсенал изобразительных средств — в её фильме интервью сталкиваются с игровыми сценами, а стилизация под VHS — с внезапными абстрактными анимационными вставками. Экспериментальный подход вполне может помочь ей выиграть «Оскар»: картину сейчас считают одной из главных претенденток на победу.


Текст: Ефим Гугнин, Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?