
Начиная с 1950-х фильмы ужасов о животных-убийцах регулярно выходят в прокат. Насекомые и паукообразные среди антигероев занимают особое место. Их непривлекательный внешний вид у многих людей вызывает настоящую фобию, а потому режиссёрам не нужно проявлять особую изобретательность, чтобы напугать зрителя.
В честь открытия дачного сезона мы подготовили для вас подборку фильмов ужасов с участием муравьёв, пауков, тараканов и прочих тварей ползучих (не забудьте репеллент!). В топе представлена не только классика жанра, но и рядовые, в том числе малоизвестные, ленты о больших и малых существах, вдруг развивших охотничий инстинкт.
Гигантские муравьи
В 1950-е, в самый разгар «гонки вооружений», в зарубежный прокат выходило немало хорроров о мутировавших животных. Возможно, из-за малых размеров муравьи долго не удостаивались внимания хоррормейкеров. Однако опытный режиссёр Гордон Дуглас нашёл оригинальный способ столкнуть человека и муравьёв в ожесточённой борьбе. В его ленте «Они» появившиеся в результате радиации огромные насекомые стали конкурировать с людьми за место под солнцем. Механические копии муравьёв были так похожи на своих маленьких сородичей, что легко было предположить, будто постановщик каким-то образом смог увеличить настоящих насекомых.
Лента Дугласа «Они» выделяется не только революционными для своих лет спецэффектами (за что была удостоена номинации на «Оскар»). Постановщик также использовал приёмы научно-популярного кино, представив зрителю большой массив информации о муравьях, и к тому же соединил экшен с саспенсом. Сыграв на страхах американского общества 1950-х (перед новой мировой войной и негативным влиянием ядерных испытаний на природу), режиссёр снял идеальный масштабный хоррор, обогнав своё время. Влияние ленты Дугласа легко обнаружить как во франшизе «Чужой», так и в «Звёздном десанте», а захватывающие сцены в гигантском муравейнике вошли в анналы научно-фантастического кино.
Паук-переросток
Режиссёр «Золотого Голливуда» Джек Арнольд работал в разных жанрах, однако особенного успеха добился в хоррорах и научной фантастике. Его лента «Тарантул» появилась на волне коммерческого успеха фильма «Они» (на это указывает оформленный в похожем стиле постер), однако Джек Арнольд постарался, чтобы его работа не выглядела клоном хита Гордона Дугласа.
В первую очередь постановщика волновала тема ответственности учёных за результаты своих экспериментов, в чём видится продолжение традиций Мэри Шелли и Герберта Уэллса. Арнольд не всегда удачно совмещает две сюжетные линии. Разгуливающий по окрестностям гигантский тарантул иногда теряется за перипетиями противостояния сельского врача Мэтта Хастингса (Джон Агар) и «безумного учёного» Джеральда Димера (Лео Г. Кэрролл).
Постановщик активно использует классический мотив «красавица и чудовище». Ассистентка профессора Стефани Клейтон (Мара Кордей) преданно помогает своему научному руководителю даже тогда, когда он сам под воздействием экспериментов превращается в монстра а-ля чудовище Франкенштейна. Лента Арнольда также получила известность благодаря участию Клинта Иствуда, сыгравшего пилота истребителя.
Жуки-огнеметы
Умерший в этом году французский режиссёр Жанно Шварц широкому зрителю известен прежде всего по коммерчески успешному сиквелу «Челюстей». Он много работал в мейнстриме и на телевидении, однако на исходе американской контркультурной революции снял необычный научно-фантастический фильм «Жук», экранизацию романа Томаса Пейджа «Чума Гефеста».
В ленте Шварца жуки, способные вызывать открытый огонь трением лапок, представлены не как антигерои. В трактовке режиссёра эти неизвестные науке насекомые занимают позицию высокоразвитого коллективного разума, мотивы которого стремится понять биолог Джеймс Пармитер (Брэдфорд Диллман).
События в ленте Шварца развиваются в противоположном мейнстримным животным хоррорам направлении: персонажи не борются с эволюционировавшими жуками, а стремятся вступить в диалог. Лента «Жук» во многом пересекается с вышедшей годом ранее «Фазой 4» (о разумных муравьях). Оба фильма впитали мотивы «Соляриса» Станислава Лема и «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Кроме того, «Фаза 4» и «Жук» отразили буддистский взгляд на мир, предполагающий уважение к любой форме жизни.
Очень много пчел
Большой коммерческий успех «Челюстей» Стивена Спилберга убедил крупные студии, что на теме животных-убийц можно неплохо заработать. Так, амбициозный продюсер Ирвин Аллен в своей режиссёрской работе «Рой» задумал соединить жанр фильма-катастрофы и «зверского» хоррора. Он пригласил большое количество звёзд и выбрал для экранизации одноимённый научно-фантастический роман Артура Херцога, повествующий о нашествии африканских пчёл.
«Рой» прекрасно снят оператором Фредом Дж. Конекэмпом, специализировавшимся на остросюжетном кино, и отличается хорошими спецэффектами. Оскароносный литератор Стирлинг Силлифант создал сценарий с множеством сюжетных линий, дабы придать сюжету масштаб глобального бедствия, но не смог справиться с громоздким материалом. Но даже посредственно прописанные герои расцветают в исполнении лучших актёров Голливуда той поры. Лента могла бы стать куда увлекательнее, если бы Ирвин Аллен не растянул сюжет почти на два с половиной часа. Но опытный продюсер в этот раз не прибег к монтажным ножницам.
Плотоядные тараканы
Терренс Х. Уинклесс, соавтор сценария «Воя» Джо Данте, дебютировал в полном метре при продюсерском участии четы Роджера и Джули Корман. На основе романа Эли Кантора известный в будущем сценарист Роберт Кинг («Остров головорезов», «Красный угол») написал захватывающий скрипт. Уинклесс удачно соединил типичный для научно-фантастического хоррора мотив военных экспериментов с популярной в 1980-е экологической повесткой. Персонажи ленты Уинклесса получились живыми, с набором ярких индивидуальных черт. Характеры некоторых героев претерпевают эволюцию, удивляя зрителя неожиданными, но логичными перипетиями.
Несмотря на малый бюджет, спецэффекты выполнены на должном уровне (за них отвечал один из ведущих сотрудников студии Кормана 1980-х Джеймс М. Наварра). Прожорливые тараканы обгладывают жертв до костей, а камера без стеснения показывает результаты их «работы». Так как на дворе была вторая половина 1980-х, Терренс Х. Уинклесс не удержался от нескольких шокирующих сцен. В одной из них насекомые съедают человека в гипсе прямо на кровати. После этого кровавого эпизода зритель едва ли сможет смотреть на тараканов с прежней равнодушной брезгливостью.
Клещи-мутанты (как будто обычных нам мало!)
Известный по мистическим хоррорам «Восставший из ада 2» и «Дети ночи» режиссёр Тони Рэндел в 1993 году решил сменить амплуа и поставил животный фильм ужасов «Клещи». Тему постановщик выбрал более чем пугающую. Ежегодно в дачный сезон множество людей страдают от укусов клещей. Однако в ленте Рэндела эти паукообразные не совсем обычные. Он решил отдать должное хоррору 1950-х и вывел на авансцену гигантских мутантов, которые атаковали поехавшую в летний лагерь молодёжь.
Сюжет построен в духе слэшера, только вместо маньяка прожорливые клещи. Дабы не отпугнуть широкую аудиторию, режиссёр решил не злоупотреблять шокирующими сценами и даже разнообразил действие противостоянием тинейджеров местным наркоторговцам. Финал оставлял простор для сиквела, но он так и не был снят. Тем не менее лента Рэндела до сего дня остаётся самой известной (возможно, единственной) страшилкой о клещах-мутантах.
Паучий торнадо
Эллори Элкаем дебютировал телевизионной лентой о насекомых-убийцах «Нашествие тараканов», однако в своей следующей картине решил поиронизировать над штампами животных ужастиков. К новому веку фильмы о пауках-убийцах прочно переместились на малые экраны (например, вышедшая сразу на VHS дилогия «Пауки»). Ведь современная аудитория искушенная и не станет в ужасе закрывать глаза от появления неуклюжих гигантов на экране.
Однако Элкаем увидел возможность повеселить публику. Режиссёр использовал самый традиционный сюжет (нападение мутировавших пауков на маленький городок), но преподнёс его в комическом ключе. Членистоногие по поведению ничуть не напоминают своих старших товарищей из хорроров 1950-х. Они скорее похожи на расшалившихся детей и издают забавные хихикающие звуки. В комическом свете представлены и типичные герои поджанров. Даже главным специалистом по паукам в ленте Элкаема оказывается подросток, что лишь подчёркивает стремление режиссёра создать постмодернистский перевёртыш — намеренно инфантильное, комическое зрелище. Фильм Элкаема едва окупил свой бюджет, но стал трамплином на звёздном пути для тогда 17-летней Скарлетт Йоханссон.
И опять гигантские муравьи!
Финский режиссёр Марко Макилааксо пошёл по стопам Эллори Элкаема и снял комедию ужасов с гигантскими муравьями по сценарию Трента Хааги, наиболее известного по сотрудничеству с Ллойдом Кауфманом (он снимался в нескольких фильмах его студии Troma). Уже в самом названии содержится отсылка к лучшему муравьиному хоррору «Они» (ведь там насекомые-убийцы тоже пришли из пустыни), а сам сюжет переполнен намеренно глупыми действиями как приехавших на тусовку в пустыню тинейджеров, так и муравьёв.
Достаточно сказать, что главные герои, расправляясь с насекомыми при помощи найденного в пустыне чудо-оружия, воображают себя персонажами любимого комикса. Это даёт режиссёру возможность поиронизировать над стилистикой шутера. Вот и лента в целом напоминает компьютерную игру из 90-х, с условным сюжетом и слабой графикой, зато с ламповой атмосферой.