
Сиквел, задержавшийся на полвека.
Высокоскоростная сеть железных дорог Японии Синкансэн — старейшая в мире — в 2024 году разменяла шестой десяток. По традиции появление любой новой технологии сопровождается обыденными человеческими страхами перед неизвестностью и быстротечностью прогресса, что, в свою очередь, в киноискусстве обретает понятные очертания. Фильм «109-й идет без остановок», премьера которого состоялась в 1975 году, превращал нынешний символ линий Синкасэн — поезд серии 0 — в смертоносную ловушку. Некий террорист в надежде заработать заложил бомбу, детонация которой зависела от резвости состава: если бы скорость движения упала ниже 80 км/ч, полторы тысячи пассажиров отправились бы в мир иной вместе с гордостью японского рельсового транспорта.
Для героев «109-й идет без остановок» все закончилось хорошо, но вот спустя 50 лет у безумного бомбиста появился подражатель. «Взрыв скоростного поезда» Синдзи Хигути подхватывает историю, дав ей как следует настояться на современных технологиях и актуальных идеях. Со станции Син-Аомори в Токио отправляется высокоскоростной пассажирский экспресс с близким российскому сердцу названием Хаябуса, то есть сапсан. В вагонах — полноценный социальный срез Японии XXI века: целый класс школьников-подростков, известный блогер-миллионник (Дзюн Канамэ), представительница правящей партии (Матико Оно) с помощником, электрик и даже подозрительного вида маргинал в медицинской маске. За порядком следят мудрый проводник (Цуеси Кусанаги) и его юный коллега (Каната Хосода), мечтающий о повышении, а управляет составом самоотверженная машинистка (Нон).
Уже после отправления поезда в диспетчерской рубке раздается звонок, и искаженный голос сообщает о том, что под каждым вагоном заложена бомба, которая сдетонирует, едва скорость всего состава упадет ниже 100 км/ч. А чтобы доказать серьезность своих намерений, террорист на глазах у изумленных работников железной дороги подрывает товарный поезд. За 50 лет цены в Японии подросли, поэтому неизвестный требует 100 млрд иен и предлагает скинуться всем жителям страны, чтобы благородно распределить нагрузку на бюджет. Первая реакция властей — попытка замять проблему и списать невозможность остановить поезд на ближайшей станции на технические проблемы — проваливается моментально, как только террорист сливает в Сеть видео установки бомб и повторяет требование выкупа уже на всю страну.
А затем на протяжении оставшихся полутора часов «Взрыв скоростного поезда» аккуратно вплетает в сюжет фильма-катастрофы легкую социальную критику и семейную драму. Это почти эталонный сиквел, даже учитывая то, что работает в не самом популярном у зрителей поджанре. Изначально ограниченную идею «нельзя останавливаться, иначе рванет» создатели «Взрыва скоростного поезда» плавно переводят на рельсы пусть и топорного, но высказывания, не забывая при этом про зрелищную составляющую. Мчащийся на всех парах состав здесь проскакивает мимо скоростного собрата, едва не снеся тот с рельсов, спасатели на полном ходу помогают людям перебраться в безопасный поезд, а герои, рискуя жизнью, обесточивают и отцепляют хвостовые вагоны.
Временами, впрочем, идейная составляющая берет верх настолько, что кажется, будто смотришь очень долгую социальную рекламу, рассказывающую то ли о важности прикладных профессий, то ли о верховенстве железнодорожных систем Японии. Впечатлению способствует и местами стерильная картинка — когда на экране появляются люди в касках, деловито рассуждающие об инженерных особенностях скоростных поездов, мозг сам хочет добавить фразу «Мечты сбываются». Благо, подобных моментов на весь хронометраж не так много, и на фоне разворачивающейся в поезде и за его пределами драмы вайб индустриального промо быстро улетучивается.
«Взрыв скоростного поезда» — развлечение строго на поклонников субжанра фильмов-катастроф, где объектом кинематографистов становятся локальные техногенные аварии. В триллере Синдзи Хигути хватает и саспенса, и человеческой драмы, и производственного реализма (настолько, насколько вообще позволяете жанровая условность) — словом, всего того, за чем приходят фанаты «Скорости». Но ценнее всего то, что при создании сиквела авторы не только развили идеи оригинала, но и смогли грамотно поместить сюжет пятидесятилетней давности в рамки современного мира.