
Первого мая в российский прокат вышло фольклорное фэнтези «
Очи
Очи — миловидные опасные существа с черноморского острова. Скоро их террору придет конец: бывший военный Максим (Уиллем Дефо) в компании детворы прочесывает леса, чтобы изгнать всех чудиков. Очи вдохновлены не малышом Йодой, как может показаться, а экспонатами калифорнийского музея «Снежный человек», где собраны десятки свидетельств существования бигфутов. Фильм сочетает практические спецэффекты, аниматронику и графику, достигая эстетики лампового фэнтези 80-х. До успеха в «Сандэнсе» и контракта с A24 дебютант Исайя Сэксон строил с друзьями-художниками «деревню Хоббитов» в Северной Калифорнии. В концепции района — слияние архитектуры с природным ландшафтом, дома из экологичных материалов и чистое сельское хозяйство. С тем же стремлением к гармонии человека с природой Сэксон подходит к своему дебюту, раскрывая сквозь забавных зверушек важность заботы об окружающей среде. Впрочем, эта рефлексия животрепещуща для всего его творчества — от короткометражки про экологический коллапс «Кризис Земли» до клипов для Бьорк.
Фалькор
Безоружному мальчику Артрейю из волшебной страны поручено спасти принцессу. Путь предстоит неблизкий, велик риск утратить надежду, оказавшись в Болотах Горя. Уснув в трясине мертвым сном, мальчик просыпается в объятиях собакоголового летающего дракона Удачи по имени Фалькор. В отличие от классических огнедышащих и коварных змеев из легенд, Фалькор помогает нуждающимся, воплощая чистую добродетель. Изначально он обитал на страницах сказки Михаэля Энде «Бесконечная история», а после экранизации Вольфганга Петерсена стал сияющей перламутровыми чешуйками фэнтези-дивой 1980-х.
Художники-инженеры Джузеппе Тортора и Артур Коллин собрали тринадцатиметровое туловище из авиационной стали, взгромоздив на него голову весом в центнер. Все движения обеспечивали операторы, управляющие существом с помощью рычагов и моторов, поэтому Фалькор и получился по-настоящему живым, трогательным зверем, исцеляющим грусть одним взглядом.
Окча
Корпорация «Миранда» создала гибрид бегемота и свиньи, чье мясо обладает исключительно питательными и деликатесными свойствами. В рамках имиджевой кампании лабораторный детеныш попадает в южнокорейскую деревушку к девочке Ми-джа (Ан Со-хён) и вырастает в гигантскую милашку — Окчу. Но дружба девочки и зверушки под угрозой: сотрудники компании увозят Окчу в Нью-Йорк, и Ми-джа вместе с экоактивистами бесстрашно отправляется по следу злодеев.
Пон Джун-хо надежд на спасение цивилизации не питает, высмеивая и алчные корпорации, и зоозащитников. Режиссер демонстрирует, как малы и ничтожны деньги, имидж, слава и идеи людей на фоне величественной бегемотихи Окчи, воплощающей невинность и самодостаточность природы. Пон Джун-хо и художник Чан Хи-чул вдохновлялись сонными глазами и мордочками ламантинов, стараясь придать фантастически громоздкому созданию естественную неуклюжесть и застенчивость. Однако первые драфты казались Со-хён уж слишком пугающими. Актриса предложила добавить животному большие уши, как у слона, чтобы сделать Окчу еще умнее и ласковее. Так и сложился образ чудесной питомицы, на чьем животе можно выспаться, как на пузе Тоторо из мультфильма Хаяо Миядзаки, и с которой не страшно убегать от вооруженных полицейских по улицам Сеула и Нью-Йорка.
Криперы
При разработке криперов, жителей ледяной планеты Нифльхейм, колонизированной людьми, Пон Джун-хо и Чан Хи-чул изучали не энциклопедию червей, а формы круассанов — видимо, поэтому от криперов не оторваться. Панцирь взрослых инопланетян и правда похож на слоеное хитиновое тесто, а вот их детеныши больше напоминают щенят в худи. Справедливости ради, своему фантастическому виду криперы обязаны и толстой коже носорогов, и строению древних морских тварей. А чтобы создать видовую династию, матриарху криперов добавили шерсть, как у бизона, наделив ее внешней статью и грозностью. Пусть криперы поначалу пугают отсутствием глаз и клацаньем конечностями, при близком контакте они миролюбивые и игривые существа. Ползучие обитатели Нифльхейм открывают Микки (Роберт Паттинсон) глаза на людскую порочность и уродливость системы, которой он безвольно служит. Благодаря их доброте и стремлению к миру клону, распечатанному на принтере из отходов, удается обрести достоинство, независимость и стать человечнее сородичей-колониалистов.
Манки-лизард
Во дворце Джаббы Хатта из «Возвращения джедая» можно встретить разномастных обитателей Галактики, однако больше всего выделяется Салациус Б. Крамб — манки-лизард с планеты Ковак. Судьбе Крамба не позавидуешь: этот чудаковатый тип со злобным выражением лица и истерическим смехом достиг звания озорного шута Джаббы Хатта, но если ему не удастся рассмешить хозяина, тот съест бедняжку на ужин. Во вселенной «Звездных войн» ковакианцы — расходный материал. Их дрессируют как шпионов, воров, боевых питомцев и продают на черном рынке. Например, в «Мандалорце» показано, как запертый в клетке манки-лизард плачет, наблюдая, как его сородич готовится на вертеле. Жаль, что их до смешного дурацкие мордашки не в почете у местных.
Порг
Пухлые маленькие птички своим щебетом, обаянием и неуклюжестью спасают репутацию «Звездных войн: Последние джедаи». Они живут подле Храма джедаев на планете Ахч-то, где скрывается Люк Скайуокер (Марк Хэмилл). Суетливые и тревожные создания копошатся в вещах героев, пробираются вместе с Чубаккой на «Сокол Тысячелетия» и забавно вопят в камеру. Сцены в Храме джедаев снимали на ирландском острове Скеллиг-Майкл, месте обитания атлантических тупиков. Чтобы не вырезать птиц с дальних планов, их решили переработать с помощью компьютерной графики в пучеглазых крылатых бесклювов, в итоге во вселенной Star Wars появился новый вид необычайно няшных существ.
Лот-коты
Лот-коты, дальние родственники Тука-кошек из мультсериала «Войны клонов», впервые появляются в «Повстанцах», когда герои прибывают на планету Лотал. Обладая чувствительностью к Силе, зверята помогают в обучении джедая Эзры Бриджера и спасают команду героя от штурмовиков. В «Асоке» лот-котик — любимый питомец Сабин Врен (Наташа Лю Бордиццо), живое напоминание о ее годах в рядах повстанцев. Специально для сериала команда художников и инженеров превратила зверушку в ручного шустрого аниматроника. На ранних стадиях разработки у лота-кошек были и щупальца, и рога, но в итоге единственным свидетельством их фантастической эволюции остались забавные лапки, как у земных рептилий и птиц. Миловидные ушки и пушистость лот-котов отвлекают от их убийственно острых широченных зубов, заставляя забыть, что имеешь дело с опасным хищником. Скажем, в «Мандалорце» лот-кот чуть не нападает на любопытного малыша Грогу. Этим темпераментным созданиям хозяева не нужны — разве что верные друзья и прислужники. Как земные кошки, они мурлычут, зевают, спят в теплых местах, встают на дыбы и забавно роняют предметы от скуки — в общем, самые уютные и непредсказуемые создания в мире Star Wars.
E.T.
В 1980-е остро не хватало доброй фантастики, где космические монстры не сводят с ума ученых на полярной станции и не проедают кислотой корпус космического корабля. «Инопланетянин» Стивена Спилберга удовлетворяет запрос публики душевной историей про детей, помогающих сиротливому пришельцу из космоса пережить земные угрозы, не раскиснуть в скучной субурбии и спокойно вернуться домой. «Инопланетянин» — документ эпохи и концентрированный образ детства, наполненный духом приключений, меланхолией и верой в чудеса. Засланец из космоса мило проказничает, исцеляет и учит ребятишек и миллионы зрителей дружбе, принятию жизненных трудностей и искренней любви к ближним.
Зефирчик
При создании «Охотников за привидениями» сценарист Дэн Эйкройд — старожил Saturday Night Live — хотел добавить неожиданный комический плоттвист в финальное сражение. Злое божество Гозер просит героев выбрать для него форму Разрушителя, охотники договариваются ни о чем не думать, но Рэй Стэнц (Дэн Эйкройд) случайно вспоминает зефирного человечка из рекламы. В итоге по улицам Нью-Йорка зашагал 100-футовый липкий монстр с доброй улыбочкой и глазами психопата. Для сцены создали миниатюру города, чтобы милашка-монстр из поролона, ткани и пены для бритья смотрелся устрашающе огромным в сравнении с многоэтажками.
Бист-Мип
В «Докторе Кто» хватает милых зверушек, но Бист-Мип отличается трагической судьбой. Пушистик, похожий на лемура, строит глазки и втирается в доверие, но на деле этот ужасный обаяшка из космоса — циничный манипулятор и преступник, мечтающий завоевать мир. Впервые Бист-Мип появился в комиксах о Докторе Кто в 1980 году, а в 2023-м стал главным антагонистом рождественского спешла. Бист-Мип — последний представитель своего воинствующего вида: вся раса сперва мутировала в злодеев из-за психоделического воздействия солнца, затем была истреблена космическими властями и съедена. Остатки мипов долго сражались и в результате гордо самоуничтожились, чтобы не сдаваться в плен. Бист-Мип улизнул и отправился бороздить космос, но его шаттл потерпел крушение на Земле, и монстрик попал в руки Розы (Ясмин Финни), дочери Донны (Кэтрин Тейт).
Гизмо
Сегодня все сходят с ума по ужасно милым игрушкам Лабубу, поколение назад воображение будоражили роботы ферби, но у истоков тренда на сочетание милого и ужасного стоит могвай Гизмо из «Гремлинов» Джо Данте. Плюшевые роботы-игрушки из китайской лавки — воплощение няшности, лучшие друзья любого ребенка. Но стоит капле воды попасть на их мягкую шерстку, как из создания вырвутся маленькие чертики и перевернут всё вверх дном. Убийственные гремлины первоначально родом из английского фольклора, но Джо Данте помещает миф в современную историю, добавляя в сюжет юмор: с одной стороны, режиссер тормошит жанр рождественского кино непредсказуемыми разрушениями, с другой — создает притчу о последствиях гиперпотребления.
Физзгиг
«Темный кристалл» Джима Хенсона — арт-коллекция уникальных фэнтезийных существ и локаций. По сюжету кристалл, управляющий Вселенной, раскололся, злые скексисы завоевали волшебную страну, истребив расу гелфлингов. Выжили лишь двое — Джен и Кира. Встретившись через годы, герои объединяются, чтобы восстановить порядок. За ними по пятам бегает кругленький физзгиг — питомец Киры, ее верный друг и защитник, хоть и очень пугливый. Очаровашка сонными, а когда и испуганными глазками изучает новые края, рычит, лает, капризничает и эмоционально переживает столкновения с незнакомцами, становясь до слез милым олицетворением тревожности. В приквел-сериале «Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления» у мехового смешарика появляется целая армия собратьев-обаяшек — представители вида на протяжении столетий были верными спутниками гелфингов.
Нюхлер
Волшебный зверек из «Фантастических тварей» — смесь утконоса и крота. Обладатель черной шерсти, ловких лапок и бездонного кармана на животе питает страсть к драгоценностям и побрякушкам, поэтому нередко его любопытство и воровские таланты становятся причиной хаоса, но чаще эксплуатируются: с их помощью Гоблины отыскивают золото в шахтах. Держать нюхлеров в качестве питомцев не рекомендуется — они перероют весь дом. Однако это не мешает Ньюту Саламандру (Эдди Редмэйн) хранить нюхлера в чемодане и брать компаньона с собой во все приключения. Малыш действительно приносит пользу — смешит и незаметно пакостничает злодеям. Впервые этот проныра появляется в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня»: Хагрид приносит нюхлеров на урок по уходу за магическими существами, предлагая студентам посоревноваться, чей нюхлер быстрее найдет золото, спрятанное под землей. А уже в «Ордене Феникса» нюхлер становится народным мстителем — устраивает переполох в кабинете Амбридж и чуть не отгрызает злой директрисе пальцы, пытаясь умыкнуть ее кольца.
Драко
Драко из «Сердца дракона» 1996 года должен был быть аниматроником, однако после фурора «Парка Юрского периода», популяризировавшего революционную на тот момент технологию CGI, Universal настояла на использовании цифровых спецэффектов. Драко попал в производственный ад и лишился ряда выдающихся сцен, прописанных в первом драфте сценария. По сюжету последний в своем роде дракон, говорящий бархатным голосом Шона Коннери, делится сердцем с умирающим принцем Эйноном (Дэвид Тьюлис), не подозревая, что связывает судьбу с будущим деспотом. Спустя годы безобидный Драко заводит дружбу с ушлым рыцарем Боуэном (Деннис Куэйд). Парочка обманывает деревенских жителей ради денег и золота, но вскоре авантюрный бадди-муви в духе «Буча Кэссиди и дракона Санденса» перерастает в трагедию: из благородства Драко жертвует жизнью, чтобы победить короля и спасти народ от страданий.
Стич
«Лило и Стич» — обожаемый мультик из детства, подаривший голос аутсайдерам и ценный взгляд на сложные темы семьи, сиротства, дружбы и, как ни банально, эмоциональной регуляции. Лайв-экшен-адаптация верно следует оригиналу. Большие уши Стича точно услышат слезы одиночества Лилы, глаза распознают всех ее обидчиков, а цепкие лапки легко устоят на сёрфе. Игровой Стич предстанет плюшевым CGI-монстриком из космоса, очень похожим на коалу и по-прежнему обожающим разрушения и Элвиса Пресли. Ждем монстрика на больших экранах.