Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
На излете консервативной рейгановской эпохи спидобоязни, купированных чувств и герметичных отношений Video8 в руках героя фильма Содерберга оказалась единственной возможностью по-настоящему ощутить этот мир.
На Каннском кинофестивале 1989 года случилась невероятная вещь: фильм неизвестного доселе дебютанта выиграл сразу три награды – премию FIPRESSI, приз за лучшую мужскую роль и даже Золотую пальмовую ветвь. Назывался фильм «Секс, ложь и видео», а дебютанту Стивену Содербергу было всего 26 лет. Принято считать, что эти три приза, выданные минималистской, разыгранной на четверых независимой драме о психоанализе и адюльтере, несколько завысили значение фильма; став скорее авансом талантливому молодому режиссеру (впервые затронувшему в кино актуальную по тем временам тему влияния новых медиа на реальность и человеческое сознание), чем действительно адекватной оценкой художественных качеств работы. Однако с каждым годом становится все очевидней, что это было одно из самых смелых и обоснованных решений за всю историю фестиваля в Каннах.
Переоценить влияние, оказанное «Сексом, ложью и видео» на кино, невозможно: дебют Содерберга вывел Джеймса Спейдера и Энди МакДауэлл в звезды и стал первым фильмом 90-х за год до того, как смену десятилетий смогли зафиксировать настенные календари. Видеокамера впервые выглянула в мир на правах фактически самостоятельного киногероя, а многословные, словно бы подслушанные, диалоги просочились в драматургические конструкции. На излете консервативной рейгановской эпохи спидобоязни, купированных чувств и герметичных отношений Video8 в руках главного героя Грэма оказалась страшно чувствительной штуковиной – единственной возможностью по-настоящему ощутить этот мир.
Реальность стремительно меняющегося мира шла видеорябью, и камера в нем обретала поистине магические свойства: в руках Грэма она могла быть идеальным барьером для того, чтобы отгородиться от другого человека, и в то же время становилась идеальным инструментом сближения с ним. Камера безопаснее секса и острее настоящей близости. Содерберг, по сути, предсказал эпоху youtube и сетевых дневников за десять лет до их появления, проанализировав первые результаты идущей полным ходом технологической революции. И, конечно, жюри под управлением Вима Вендерса (который еще в 1982 году в документальном фильме «Комната 666» собирал большой режиссерский консилиум, решая, каким будет кино завтрашнего дня) не могло отказать в главном призе тому, кто разглядел метаморфозы грядущего в хоум-видео.
Спустя двадцать лет после каннского триумфа, «Секс, ложь и видео» видится не только важнейшей попыткой реформировать экранный язык и прародителем современного американского «независимого» кино, но камерным, чрезвычайно личным высказыванием. В центре сюжета молодой человек, который предпочел избавиться от связей и удалиться из мира. Аскет, угощающий гостей водой со льдом. Странствующий монах, исповедующий и вербующий новые души для нового правдивого бога – камеры, лежащей в багажнике его машины. Цепкий взгляд видео, дарующего любовь и высасывающего души, становится объектом поклонения для Грэма и, безусловно, является таковым для самого Стивена Содерберга – филигранного оператора, скрывающегося в большинстве собственных фильмов под псевдонимом Питер Эндрюс.
От любви и религиозной веры в схваченную камерой реальность до ненависти к ее прохладному крокодилье- му взгляду один шаг – этот шажок и фиксирует Содерберг в своем полнометражном дебюте. В финале Грэм крушит своего кумира, избавляясь от интимных записей в пользу реальной любви к красавице Энн. Жизнь в который раз побеждает искусство. Грэм-художник терпит фиаско: залезающая в чужую постель камера оказывается ничтожным имитатором – и на фоне этой трагедии сущей чепухой кажутся и лицемерие неоконсерваторов, и подстерегший главных героев кризис среднего возраста, и даже новаторский киноязык талантливого дебютанта.
«Кадет» Ержанова и еще 8 ключевых фильмов для знакомства с современным кино Казахстана
Сегодня / Текст: Анастасия Воробей
Великая иллюзия: рецензия на триллер «Отражение в мертвом алмазе» – дань уважения шпионским фильмам 60-х
Сегодня / Текст: Константин Мышкин
Что посмотреть? Карина Назарова советует «Ночь кометы» — новогоднюю фантастику из 1980-х
6 декабря / Текст: Карина Назарова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Рецензия на фильм «Звук падения»: жизнь маленьких женщин в большом XX веке
6 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Тайная жизнь Джо Кири — Стива из «Очень странных дел», звезды инди-кино и «Тик-Тока»
5 декабря / Текст: Оля Смолина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).