
Все чудесатее и чудесатее! Именно это вслед за кэролловской Алисой хочется воскликнуть, глядя на развитие сперва артхаус-линии "Кино без границ", ныне влившейся в поточный "Проект 35". Начав с околоконьюнктурной европейской продукции типа "Покажи мне любовь" или "Забавные игры", удивив столичную публику догматической трилогией "Торжество", "Идиоты" и "Мифуне", продолжив балканскими "Монтенегро" и "Раны", вдруг скакнув в Азию и выведя из тьмы безвестности корейский кинематограф, поиграв в гляделки с Амосом Колеком, детище Сэма Клебанова по широкой дуге вернулось на свою историческую родину - в Швецию. Но как вернулось!
На случай, если кто еще не в курсе. Шведский режиссер Рой Андерссон в свои неполных 60 лет (на которые, кстати, совсем не выглядит) считается у себя на родине никак не меньше, чем живым классиком, со всеми вытекающими - снимает по фильму раз в двадцать лет, общим числом четыре, считая последний, в остальное свободное время зарабатывая на жизнь съемками рекламы, расставив при этом на полочке дома ни много, ни мало - десять Каннских Львов. Женат на блондинке из АББА. Как и любой классик, создал свой собственный, неповторимый стиль - герои его рекламы и фильмов на первый взгляд обычные люди, подчас даже чересчур обычные, на второй - тонкие пародии на обычных людей, неуловимо напоминающие гротескных персонажей Вуди Аллена. Ситуации тоже самые что ни на есть бытовые, снятые неподвижной камерой с одного дубля, но придуманные и воплощенные с таким тонким юмором, что зрители начинают смеяться с первой секунды, когда картинка еще статична и никакого намека на действие нет. Не ставя перед собой конкретных задач, съемочного графика и даже внятного сценария, не используя спецэффектов, работая практически исключительно в павильоне, Андерссон стал мечтой любой корпорации, нуждающейся в рекламе своих товаров или услуг, а также легендой мирового кинематографа.
"Песни со второго этажа", строго говоря, являются всем, чем угодно, кроме кинофильма. Это своего рода попурри, абсурдистский видеоряд, нарезанный на пятьдесят две слабо связанные между собой сцены. Каждая напоминает знаменитые рекламные ролики Андерссона, вместе же они - разновидность гиперфильма, который можно просматривать в произвольной последовательности и в любом направлении.