Что посмотреть
Обзоры

Почему новый Джеймс Бонд всё ещё не объявлен? И что будет с франшизой?

Самая долгая пауза в «бондиане» длилась шесть лет — столько прошло между фильмами «Лицензия на убийство» (1989) и «Золотой глаз» (1995). Перерыв случился из-за спора об авторских правах и болезни многолетнего продюсера франшизы Альберта Брокколи, а затем усугубился из-за истечения контракта Тимоти Далтона и поиска нового Бонда. Однако нынешняя пауза точно продлится дольше.

Добавить в закладки
Почему новый Джеймс Бонд всё ещё не объявлен? И что будет с франшизой?

«Бондиана» перешла к Amazon

Первый фильм про Джеймса Бонда, «Доктор Ноу», вышел в 1962 году. Производством занималась свежесозданная компания Eon Production, дистрибуцией — United Artist. После выхода фильма основатели Eon Production (Альберт Брокколи и Гарри Зальцман) также создали Danjaq, через которую выкупили права на все произведения Яна Флеминга о Джеймсе Бонде.

В 1975 году Зальцман продал 50% акций Danjaq в пользу United Artist. Спустя 6 лет, в 1981 году, United Artists была поглощена Metro-Goldwyn-Mayer. В 1986 году Альберт Брокколи и его жена Дана приобрели 50% United Artists и вернули контроль над Danjaq. После череды сделок сложилась следующая ситуация: Eon Production курирует каждый фильм франшизы, Danjaq обеспечивает авторские права, а United Artists (в качестве подразделения MGM) финансирует и масштабирует производство. 

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Доктор Ноу»

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Доктор Ноу»

После смерти Альберта курирование франшизы по наследству досталось его детям, Барбаре Брокколи и Майклу Уилсону. Упомянутый выше «Золотой глаз», вышедший после длительной паузы, — первая картина «бондианы», выпущенная под их контролем. Они курировали франшизу вплоть до «Не время умирать» и, вероятно, продолжили бы дело отца, если бы не крупнейшая сделка в истории кинематографа.

В марте 2022 года Amazon выкупила Metro-Goldwyn-Mayer и их дочерние студии за 8,5 миллиарда долларов (объединённая компания получила название Amazon MGM Studios). После этого владелец Amazon Джефф Безос поручил своей команде заняться правами на «бондиану», однако переговоры быстро зашли в тупик. По данным источников, обсуждения будущего франшизы были напряжёнными: Барбара Брокколи настаивала на том, что «бондиана» — это не «контент», а уникальное культурное наследие, и резко возражала против планов превратить её в киновселенную с сериалами и спин-оффами. Когда из борьбы вышел Майкл Уилсон (в январе 2025 года ему исполнилось 83 года), Барбара была вынуждена сражаться в одиночку.

Достичь соглашения удалось лишь весной 2025 года. Amazon выкупила права на франшизу, предположительно за 1 миллиард долларов. Инсайдеры не сообщали о структуре сделки, но известно, что Барбара Брокколи пусть и сохранила часть прав, но потеряла творческий контроль над «бондианой» — мейджор сможет создавать контент без её одобрения.

Барбара Брокколи и Дэниэл Крейг на премьере «Не время умирать»

Барбара Брокколи и Дэниэл Крейг на премьере «Не время умирать»

Полноценная работа над перезапуском франшизы началась лишь после закрытия сделки с Брокколи. Продюсеров объявили в марте, режиссёра — в июне, сценариста — в июле. При этом всё ещё неизвестно, будет ли Amazon превращать «бондиану» в киновселенную — возможно, дальнейшие планы зависят от успеха первого фильма перезапуска.

Длительная пауза явно не играет на руку Amazon. Срок действия авторских прав на литературного Бонда (пусть и не во всех странах) истекает. Начиная с 2035 года произведения Яна Флеминга перейдут в общественное достояние. Конечно, владельцы товарного знака и правообладатели фильмов будут защищать свою собственность, однако есть вероятность, что вокруг «бондианы» возникнет слишком много пародий и второсортных поделок, способных подмочить репутацию франшизы и негативно повлиять на сборы. Нынешняя пауза отнимает драгоценное время, которого и без того осталось слишком мало.

Ставка на опыт

Выбирая новых авторов «бондианы», Amazon идёт по пути наименьшего сопротивления — очевидно, что делается ставка на опыт создания франшиз.

Эми Паскаль продюсировала перезапуски «Охотницы за привидениями», «Человека-паука», а также трилогию «Человек-паук: Сквозь вселенные» и «Веном».

Несмотря на откровенно неудачные проекты в её портфолио («Морбиус», «Крейвен-охотник»), она умеет работать с франшизами. Второй объявленный продюсер, Дэвид Хейман, имеет даже больший опыт. При его участии создавались все части «Гарри Поттера» и «Фантастические твари», также он продюсировал «Вилли Вонку» — как и Эми Паскаль, он работал не только над большими франшизами, но и над ремейками.

Выбор режиссёра также намекает на поиск стабильности. Дени Вильнёв сохранил карьеру после работы над «Дюной», что само по себе выглядит как потрясающее достижение. Канадец продемонстрировал умение работать с дорогой франшизой, которая вот-вот завершится, — график не станет помехой.

Режиссер Дени Вильнев

Режиссер Дени Вильнев

Стивен Найт, назначенный сценаристом, сделал себе имя на сериалах («Острые козырьки», «Табу»), но имеет в портфолио шпионский триллер «Девушка, которая застряла в паутине» (кстати, спродюсированный Эми Паскаль). Несмотря на отсутствие опыта работы над большими франшизами, Найт представляется надёжным вариантом, а возможные проблемы студия наверняка компенсирует наймом дополнительных сценаристов.

Первоначальный выбор команды демонстрирует, что Amazon опирается на проверенных людей с большим опытом работы над франшизами. Это сильно контрастирует с подходом прошлой серии «бондианы». Она стартовала с «Казино “Рояль”», снятого Мартином Кэмпбеллом, автором «Золотого глаза». Но если возвращение опытного, знакомого с материалом режиссёра выглядело безопасным решением, то в дальнейшем Eon не боялись экспериментировать. Например, над «Квантом милосердия» работал Марк Форстер, к тому моменту известный по психологическому триллеру «Останься» и комедии «Персонаж», а Сэм Мендес в первую очередь воспринимался как режиссёр «Красоты по-американски». Разве что Кэри Фукунага зарекомендовал себя как универсал, а отсутствие опыта работы над франшизами вряд ли имело значение, поскольку от него требовался эффектный финал.

Команда, собравшаяся вокруг перезапуска, вряд ли будет экспериментировать. Но судить о намерениях можно будет уже после объявления нового Джеймса Бонда — это ключевой фактор.

Молодой Бонд — революция ради революции?

Главный инсайд, объясняющий вектор новой стадии франшизы, — возраст нового Джеймса Бонда. В слухах регулярно упоминалось, что роль суперагента достанется актёру младше 30 лет. Это не самое привычное, но и не революционное решение, в 1969 году в фильме «На секретной службе Её Величества» Джеймса Бонда сыграл Джордж Лэзенби, на момент съёмок актёру было 29 лет, а Дайана Ригг, девушка Бонда, была старше на год. Самый маскулинный Бонд, Шон Коннери, стартовал немногим позже, в 32 года (для сравнения: Крейгу в «Казино “Рояль”» 38 лет).

Медиа начали разыскивать нового Бонда ещё до выхода «Не время умирать». Один из главных кандидатов, Идрис Эльба, уже успел заметно постареть, а если информация о ставке на молодого кандидата правдива, то его умение переключать акценты (с «нового кокни» на американский) никак не поможет заполучить роль.

Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Казино Рояль»

Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Казино Рояль»
Согласно слухам, во время обсуждения будущего франшизы Amazon предлагали вполне ожидаемые идеи, в том числе переосмысление «бондианы» с превращением главного героя в женщину. Судя по всему, эта концепция признана недееспособной. Однако каждый потенциальный Бонд всё же намекает на изменения — вероятно, случится намеренный отказ от маскулинности. Маскулинность — качество, которое невозможно подсчитать. Однако очевидно, что Крейг в этом компоненте уступал и Броснану, и Муру, и уж точно Шону Коннери. А ещё Крейга ругали за светлые волосы.

Вероятность, что Бонда сыграет не британец, мала. Более того, американские актёры сами выходят из гонки — Остин Батлер ссылается на своё калифорнийское происхождение, а Глен Пауэлл посмеялся над идеей, что британского спецагента сыграл бы уроженец Техаса.

Продюсерам «помогает» режиссёр двух частей «бондианы» Сэм Мендес, прямо сейчас снимающий четыре фильма про The Beatles. В проекте заняты Харрис Дикинсон, Пол Мескал, Джозеф Куинн и Барри Кеоган, первые два регулярно упоминаются в слухах о возможном преемнике Дэниэла Крейга. Вероятность того, что Бонда будет играть тот же актёр, что и Пола Маккартни или Джона Леннона, невелика.

Также среди потенциальных наследников Крейга упоминаются Том Холланд и Джейкоб Элорди (австралиец). Судя по всему, до официального объявления актёра будут продолжаться разговоры о Генри Кавилле — ему 42 года, он проиграл конкуренцию Крейгу 20 лет назад, однако всё ещё упоминается как кандидат, даже несмотря на возраст. Если же говорить о преемственности, то ни один из актеров не приходил к роли Бонда в статусе бесспорной суперзвезды. В таком случае одним из фаворитов становится Скотт Роуз-Марш — не самый заметный актёр британского телевидения, зато не вызывающий ассоциаций с другими ролям.

За последние годы медиа успели представить в качестве Бонда практически всех британских актёров, вплоть до Эдди Рэдмейна, выглядящего как антипод Шона Коннери. Упоминался и Джек Лоуден, играющий агента-неудачника в сериале «Медленные лошади» (кстати, Роджер Мур до Бонда тоже имел роль шпиона).

Можно предположить, что новый Джеймс Бонд появится не только на больших экранах. Потенциальные сиквелы и совершенно иной график (а не 5 фильмов за 16 лет) обязывают нового Бонда иметь свободный график, в таком случае актёры, уже занятые во франшизах, имеют меньше шансов на получение роли. Так что сохраняется вероятность, что после объявления нового 007 фанаты «бондианы» будут гуглить имя актёра.

Новый злодей, новая женщина

Если «бондиане» и требуется переосмысление, то в создании злодеев — и ради избегания повторов, и чтобы поддержать хоть какую-то связь с реальностью. В других обстоятельствах Стивен Найт легко мог бы обратиться к современности и придумать персонажа, у которого так много денег, что он скупает всё подряд, а потом превращает классические франшизы в киновселенные с кучей сиквелов и сериалов. Но вряд ли Безос даст зелёный свет фильму про Безоса-злодея.

Добрая часть злодеев «бондианы» держалась на контроле ядерного вооружения, пару раз речь шла о создании новой цивилизации или борьбе со спецслужбами других стран. В пенталогии Крейга (точнее, начиная с «Скайфолла») происходило переосмысление деятельности спецслужб в современном мире. Вероятно, Найт продолжит дело потомков и придумает кибертеррориста, добавит в историю фейк-ньюс и пару актуальных историй. 

Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Координаты: Скайфолл»

Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда на кадре из фильма «Координаты: Скайфолл»

Серия с Крейгом длилась 15 лет. За это время мировой кинематограф успел измениться, и к финалу пенталогии Джеймс Бонд остался едва ли не единственным классическим мачо на большом экране. Учитывая все слухи о возможном преемнике, с мачизмом франшиза распрощается. Зато Amazon наверняка придумает, как компенсировать качественные изменения количеством, так что можно ждать сериала про Лё Шиффра или генерала Грубозабойщикова, а если у «девушек Бонда» появится слишком много свободного времени, то они наверняка отметятся парой сиквелов. В конце концов Disney за десятилетие сняли больше проектов про «Звёздные войны», чем было снято за тридцать пять лет без них, так что Amazon есть на кого равняться.

Текст: Дмитрий Камышенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?