Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Планетариум»

Удивительно слабая французская историческая постановка, которая примечательна только разнообразием затронутых тем и привлекательностью ведущих звезд.

5
оценка

В 1930-х американские сестры-медиумы Лора и Кейт Барлоу (Натали Портман и Лили-Роуз Депп) прибывают в Париж. Они устраивают публичные и частные сеансы, во время которых Лора настраивает зрителей на мистический лад, а Кейт устанавливает контакт с миром мертвых. Когда с девушками знакомится Андре Корбен (Эммануэль Салинжер), владелец крупнейшей парижской киностудии, он приходит в такой восторг от пережитого на сеансе, что заключает с сестрами долгосрочный контракт. В то время как харизматичная Лора снимается в кино о девушке-медиуме, Кейт проводит эксклюзивные сеансы для Андре и ученых, исследующих паранормальные явления. Продюсер надеется, что сможет запечатлеть призраков на кинопленку.

Кадр из фильма "Планетариум"

Кадр из фильма "Планетариум"

Фильм снят на двух языках, что не составило проблемы для Портман и Лили-Роуз Депп. Обе свободно говорят по-английски и по-французски

Чтобы понять новую картину французской постановщицы Ребекки ЗлотовскиПрекрасная заноза», «Гранд Централ. Любовь на атомы»), нужно знать, что «Планетариум» основан на реальных событиях. В 1930-х крупнейшей французской киностудией Pathé владел румынский еврей Бернард Натан – выдающийся кинематографист, многое сделавший для французского и мирового искусства. К сожалению, Великая депрессия помешала Натану удержать студию на плаву, хотя он прилагал к этому все усилия. Когда компания обанкротилась, бизнесмен был привлечен к суду за мошенничество, и ему среди прочего поставили в вину попытки скрыть еврейское происхождение и выдать себя за чистокровного француза. В итоге Натан попал во французскую тюрьму, откуда его со временем перевели в нацистский Освенцим, где он и погиб.

Кадр из фильма "Планетариум"

Кадр из фильма "Планетариум"

Среди прочего прототип главного героя Бернард Натан примечателен тем, что он финансировал разработки, приведшие к созданию широкоэкранного кино

Казалось бы, Натан – колоритнейшая личность и отличный персонаж для байопика, исследующего предвоенное французское кино и французский антисемитизм (не столь сильный, как в нацистской Германии, но более чем заметный и опасный). Но вместо того, чтобы сосредоточить картину на достижениях и злоключениях знаменитого продюсера, Злотовски предпочла сделать альтер эго Натана второстепенным персонажем в истории о сестрах-медиумах.

Кадр из фильма "Планетариум"

Кадр из фильма "Планетариум"

Ничего хорошего из этого не вышло. «Планетариуму» толком нечего сказать о сестрах Барлоу, и картина даже не пытается выстроить из их жизни драматичное повествование. Лора снимается в кино и ведет совершенно не увлекательную любовную жизнь, а Кейт молчаливо связывает Андре с потусторонним миром и соглашается, чтобы на нее надевали причудливые научные аппараты. Казалось бы, сюжетные линии ленты переполнены потенциальными завихрениями и конфликтами (начиная с того, что Лора играет медиума в кино, хотя талантом медиума наделена Кейт), но с сестрами фактически ничего не происходит! Они просто живут и живут, комфортно и бесконфликтно. При этом, несмотря на обилие в фильме спиритических сеансов, в «Планетариуме» даже не пахнет мистическим хоррором. Контакты с потусторонним миром проходят причудливо, но благостно, без тени ужаса и агрессии.

Кадр из фильма "Планетариум"

Кадр из фильма "Планетариум"

Вплоть до финала ленты вся драма «Планетариума» связана исключительно с Андре. Он рискует бизнесом, когда вкладывается в мистическое кино. Он контактирует с членом семьи, чье существование пытается игнорировать (Кейт замечает в фильме, что на контакт идут не те духи, которых мы хотим услышать, а те, кто хочет нам что-то сказать). Он вопреки практическому смыслу настаивает, что в фильме нельзя использовать «потусторонние» спецэффекты, потому что хочет поймать в объектив настоящего призрака… И он ближе к началу Второй мировой войны становится объектом антисемитской травли, хотя в основном к Андре предъявляют финансовые претензии. Однако лента устроена так, что особенно переживать за Корбена не получается. Фильм снят с точки зрения Лоры Барлоу, для которой продюсер – лишь спонсор, и его проблемы затрагивают ее только потому, что он может перестать ее поддерживать. Но из картины ясно, что Барлоу могут прожить и без Корбена. А раз для героини продюсер не слишком важен, то и публику его переживания затрагивают не так сильно, как они бы затрагивали, если бы Корбен был в центре повествования. Умом за него переживаешь, но сердцем переживать не выходит.

В результате все впечатляющие усилия Злотовски по воссозданию Франции 1930-х вылетают в трубу. «Планетариум» оказывается внешне красивым, но внутренне безвольным, расфокусированным и недраматичным произведением. Оно затрагивает множество тем, но ни одну из них интересно не раскрывает, и оно так невнятно рассказывает историю Корбена-Натана, что не вызывает желания копаться в энциклопедиях и разбираться, что на самом деле случилось с компанией Pathé. «Два часа упущенных возможностей» – вот все, что стоит знать о фильме. Потому что мы и без «Планетариума» в курсе, что Портман лучезарна на экране и что у Джонни Деппа выросла очень привлекательная дочь Лили-Роуз.

С 1 декабря в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  138


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть