
Музыкальная драмеди в духе картин Джона Карни.
Херб Магуайр (Том Басден) — фолк-музыкант и бывший участник некогда популярной группы. Сегодня он работает над сольным альбомом, но былые успехи остались в прошлом. В поисках вдохновения Херб отправляется на удалённый остров, где собирается дать камерный концерт. Певца встречает эксцентричный и добродушный миллионер Чарльз (Тим Ки): вскоре выясняется, что петь Хербу придется исключительно для него. Более того, на следующий день на остров прибывает Нелл Мортимер (Кэри Маллиган) — экс-возлюбленная и бывшая коллега по музыкальному дуэту Магуайра. Чарльз, будучи преданным поклонником группы, надеется на воссоединение напарников.
Достаточно прочесть синопсис фильма, чтобы провести параллели с работами Джона Карни — одного из главных меломанов в кино. Утешительный, чувственный, душевный — эпитеты, применимые, например, к «Однажды», подходят и для описания «Баллады об острове Уоллис». Как и Карни, режиссёр Джеймс Гриффитс отдает себя на волю музыки и показывает её целительную силу: сломленные герои находят путь друг к другу, делятся самым личным и строят мост взаимопонимания — ведь спеть куда проще, чем произнести вслух свои страхи и желания.
«Баллада об острове Уоллис» родилась из короткометражки 2007 года, над которой работала та же команда, что и над полнометражной версией. Премьера состоялась 25 января 2025 года на кинофестивале «Сандэнс», где фильм получил благоприятные отзывы. Внимание на проект наверняка обратили не только ценители музыкальных историй, но и поклонники Кэри Маллиган: актриса нередко появляется в достойных тихих драмах — вспомните «Раскопки» Саймона Стоуна или «Дикую жизнь» Пола Дано.
Хотя сюжет вращается вокруг музыкального дуэта, немаловажной фигурой повествования остается Чарльз — неловкий и болтливый обитатель острова, дважды выигравший в лотерею и купивший себе огромный коттедж. История героя раскрывается постепенно: без лишних спойлеров скажем лишь, что концерт для миллионера не прихоть и каприз, а жизненно важная необходимость и попытка залечить давние раны, связанные с любимым человеком. Изначально Чарльз может вызвать раздражение (как, например, у Херба) и даже недоумение: в конце концов мужчина влезает в жизни чужих людей. Но вскоре становится очевидно: перед нами милейший чудак, на которого сложно подолгу злиться.
«Баллада об острове Уоллис» неожиданно ломает зрительские ожидания. Фильм вполне мог утонуть в сентиментальности и заслужить звание очередной мелодичной мелодрамы, заставляющей поверить в силу судьбы. Но Джеймсу Гриффитсу неинтересно сочинять рассказ о родственных душах, которые встретились спустя много лет и по щелчку пальцев забыли давние обиды. Режиссера волнует тема тяжести воспоминаний. Герои то и дело впадают в ностальгию: делятся историями, разглядывают фотографии и воскрешают в памяти ушедшие беспечные дни. Каждый из троицы оглядывается в прошлое: как раньше, уже не будет, но порой полезно вернуться мысленно на несколько лет назад и спеть старую песню из юности.
Нежная лента Джеймса Гриффитса имеет по-настоящему терапевтический эффект. Во-первых, живописные просторы вынуждают как следует заземлиться. Во-вторых, фильм учит отпускать прошлое: за полтора часа герои успевают пережить колоссальные внутренние трансформации. Ну и, в-третьих, как и полагается музыкальной драме, в картине немало приятных песен, от которых веет меланхолией и надеждой — вернуться в прошлое нельзя, но можно сохранить ценные моменты в уголках памяти и дать наконец шанс чему-то новому.