Наверх
Фильмы 2018 Жажда смерти Гоголь. Вий Рэмпейдж Тихое место Тренер Танки Смешарики. Дежавю
Самые ожидаемые фильмы сентября 2014 года.
Горячая десятка. Ожидаемые фильмы сентября 2014 года
А как он бьет ногой!..
10 лучших фильмов Чака Норриса
Кривые отражения.
10 персонажей экранизаций, которые в кино совсем не такие, как в оригинале
В паутине сомнений.
15 актеров, которые могли стать частью вселенной Человека-паука
Вживайся!
15 экстремальных подготовок к роли

Против течения: «Лёд»

Холодное сердце: Почему «Лед» не горит так ярко, как «Движение вверх»

Российское кино находится на явном подъеме – «Последний богатырь» и «Движение вверх» всего за пару-тройку месяцев перекроили таблицу самых кассовых отечественных картин до неузнаваемости. Казалось бы, каждый последующий проект должен впечатлять все больше и больше, но до эйфории пока далеко – триллер «Селфи» зрителю не зашел, а «Лед» хоть и продемонстрировал энергичный старт, но на длинной дистанции вряд ли будет претендовать на кассовые рекорды. А ведь все было на его стороне: олимпийский подъем интереса к спорту в целом и традиционная страсть россиян к фигурному катанию в частности, премьера в День всех влюбленных и расчищенная от конкурентов прокатная сетка. Чего же не хватило «Льду» до того уровня, чтобы картина стала настоящим большим событием? А не хватило самой малости, каких-то скромных деталей, недотянутых и недораскрытых в фильме, но лишивших «Лед» пламени. Их и хочется сегодня отметить.

Олимпиада стала не локомотивом, а якорем фильма

Начнем с причин, не зависящих от авторов картины. Вполне понятно их желание выйти в прокат в наиболее логичное для темы картины время, и здесь, казалось бы, все было на стороне «Льда»: 14 февраля, романтический День влюбленных, выпадал на самый разгар зимней Олимпиады в Корее, и ничего иного выдумывать не было нужно. Но, увы, вмешался непредвиденный фактор – наша страна оказалась «изгоем» игр, отношение к самим соревнованиям, к спортсменам, отправившимся защищать нейтральный флаг под безликой аббревиатурой вместо надписи на форме «Россия», в обществе разделилось, и привязка к спортивной теме стала проблемой, а не удачей ленты. Конечно, это лишь третьестепенный фактор, влияющий на выбор зрителя, но отнюдь не последний – мало того что в телевизоре мы без медалей, так еще и на большом экране на это же смотреть! Спасибо, не надо.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

В свое время «Движение вверх» вышло без привязки к каким-то конкретным соревнованиям, юбилеям или годовщинам, но оказалось «на коне», так же как «Последний богатырь» появился в кинотеатрах в такие даты, когда на что-то особенное никто и рассчитывать не мог. У «Льда» в этом отношении случилась промашка, которую не спишешь на конкуренцию со стороны «Паддингтона» или «Оттенков серого», это была хорошая дата, которая, к сожалению, не сыграла на стороне создателей картины в силу обстоятельств, от авторов никак не зависящих.

В погоне за универсальностью картина стала безликой

Чтобы кино тронуло зрителя, оно должно поглотить его, затянуть в особенную атмосферу, погрузить в эпоху, ассоциировать с персонажами. Удивительно, но «Лед» – это такая вещь в себе, которая не принимает зрителя в свой мир, лед в ней буквально становится прозрачной стеной, отгораживающей историю от зрителей. Авторы не сделали героев близкими и родными зрителю – их всегда что-то разделяет: спорт высоких достижений, интернат, инвалидность, элитарность соревнований. «Лед» бестолково обошелся с погружением в локации – фильм снимался на Байкале, едва ли не две трети действия разворачивается в Иркутске, но город и озеро ничем в картине не олицетворены: Иркутск предстает в виде жуткого нагромождения многоэтажек, а Байкал выглядит не «священным морем», а застывшим прудом на городской окраине. Москва и Сочи и вовсе мелькают в кадре походя, словно это кино не про нас и не для нас, а о чем-то случайном и не важном.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

Точно так же авторами упущена эпоха. Точнее говоря, она зачем-то до неузнаваемости размыта, нет каких-то знаковых отсечек начала 2000-х, как нет и сегодняшних атрибутов. Наоборот, лента наполнена нелепыми отсылками в самые разные годы, никакого отношения к сюжету не имеющие, – герои Петрова и Тарасовой смотрят «Звездные войны» в видеосалонной озвучке 90-х, поют песни Цоя из 80-х и Земфиры из 2000-х, они не наши современники и не современники наших родителей или дедов. Понятно, что авторы вроде как делали историю вневременной и универсальной, но при этом «просыпали» тот клей, те нити, что должны связывать героев и зрителей, персонажи получились никому не близкие и никому не родные.

«Лед» демонстрирует удивительно несимпатичных героев

Еще сложнее переживать за героев «Льда» по той причине, что персонажи эти никак к себе не располагают. Казалось бы, мы должны переживать за Надю, и изначально нам представляют ее мечтательным ребенком, который может и поделиться последним, и тренироваться дотемна, и бросить рабочее место, чтобы мчаться на другой конец города кататься на коньках. Она к середине фильма добивается очень многого, и это здорово. Но затем что-то ломается, не в буквальном смысле, не спина – Надя перестает быть симпатичной, она опускает руки и отказывается от борьбы. И так до самого конца, до самых финальных титров – с ней уже не хочется ни ассоциироваться, ни быть рядом. Не особенно приятен и Саша. Он, безусловно, очень талантливо и натурально сыгран – спасибо Александру Петрову, – но, как говорит герой Яна Цапника, знаем мы, чем такие союзы заканчиваются. Саша весело шутит и готов на непредсказуемые трюки, но в жизни таких лучше сторониться.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

Конечно, однозначно положительные герои нужны далеко не в каждой картине, тем более что и в жизни святых не встретишь, у каждого будут какие-то недостатки. Но если вы снимаете кино мотивирующее, а такая цель, безусловно, преследовалась, то в нем должен быть какой-то пример для подражания, пусть не идеальный, но зовущий за собой. А кто мотивирует в «Льде»? Хоккеист, бросивший команду? Фигурист, отказавшийся от пары? Спортсменка, махнувшая рукой на соревнования? С такими примерами мы слона не продадим, так и будем плестись в олимпийском зачете в хвосте и жаловаться на происки врагов и конкурентов. Зритель в финале оказывается у разбитого корыта – он вроде как переживал за героев, а они от всех своих чемпионских притязаний отказались.

Да и с отрицательными персонажами в фильме беда

Но ладно положительные герои. Почему в картине так плохо с конфликтами? Сложно представить себе конструкцию наивнее, чем та, что представлена в фильме «Лед»: героям противостоит злодейка-судьба, она и мать у героини отнимает, и кататься на конках не дает, и спину ломает, и мужика уводит, и медалей лишает. Кино в таком формате не может разбудить никаких иных чувств, кроме скуки, ведь всем в этой ленте распоряжается удача и фатум, героиня внезапно ломается и так же внезапно выздоравливает, мужчины ее то любят, то не любят, на соревнованиях она блистает вне зависимости от личных качеств, на все воля божья.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

И очень зря – черным цветом тоже можно и нужно пользоваться, но «Лед» старательно обходит стороной все плохое. И тренер-то у Нади не злобный диктатор, а талантливый искатель самородков, и тетка не глупая, а увлеченная, и партнеры все сплошь амбициозные, а не самовлюбленные. В итоге главными «злодеями» «Льда» оказываются герой Яна Цапника, здраво глядящий на происходящее, да фигуристки-претендентки, подпортившие коньки и поставившие подножку. Что же, похоже, авторы ленты живут в мире розовых пони, в отличие от сценаристов того же «Движения вверх», где противник был вполне реальный и четко ощутимый. Даже несколько противников – и советская система, и смертельная болезнь, и террористы, и американские баскетболисты. Было за что переживать, и результат, несмотря на известный счет на табло, был непредсказуемым.

Фигурное катание – это не спорт

О счете на табло я вспомнил не случайно, все дело в том, что фигурное катание, которое показано в фильме «Лед», – это не тот вид спорта, к которому можно относиться серьезно и который обладает должным уровнем драматизма. Ничуть не умаляя достоинства спортсменов, должен отметить, что катание не укладывается в знаменитую олимпийскую триаду: «Быстрее, выше, сильнее», а без этого спорт теряет свой смысл и превращается в пустую демонстрацию возможностей и лояльностей. Об этом, кстати, хорошо сказано в «Тоне против всех», еще одном фильме на схожую тематику, – там героиня сетовала на то, что оценки ей занижают из-за недостаточно яркого костюма. А если судьи оценивают красоту, грацию и сексуальность, то какой же это спорт?

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

Потому-то фигурное катание никогда и не будет демонстрировать того накала, что баскетбол, – в «Движении вверх» мы жили на площадке вместе с игроками, мы переживали за каждый мяч, даже просто брошенный в сторону кольца противника. Фигурное катание так не работает, что и продемонстрировано в «Льде» – в конце зрители аплодировали не выполненным элементам, не чистоте катания, не акселям с тулупами, а своему впечатлению о справедливости и красоте, необъективному и неизмеримому. О «Движении» многие говорили, что, даже зная финал со знаменитыми тремя секундами, переживали на нервах всю игру, а фигурное катание на подобные эмоции неспособно. Этот вид спорта (пусть все-таки называется «спортом») не создан для соревнований и демонстрации соперничества в кино. Да и как фон для отношений оно не подходит – слишком много в нем артистизма, фальши и показухи. Вот и «Лед», увы, оказался в плену у мнимого очарования танцев на льду, которые и не танцы вовсе. А на фальши далеко не уедешь, вверх она не двигает.

 
 30

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть