Наверх
Фильмы 2017 Звёздные Войны: Последние Джедаи Джуманджи: Зов джунглей Ёлки новые Три богатыря и принцесса Египта Движение вверх Днюха! Ночная смена
Все грани клоунов.
10 экранных клоунов на любой вкус
Рисованное проклятие.
10 худших игровых адаптаций аниме и манга для большого экрана
Помоги себе сам.
8 голливудских лайфхаков по спасению в безнадежных ситуациях
Это не те дроиды, что вы ищете….
20 актеров, не ставших частью «Звездных войн»
Эту песню не задушишь, не убьешь.
15 самых успешных голливудских мюзиклов

Против течения: Зак Снайдер и его «Бэтмен против Супермена»

Пять слов похвалы в адрес Зака Снайдера и его «Бэтмана против Супермена»

Если всю жизнь ориентироваться на результаты рейтингов, опросов и референдумов, можно лишиться остатков здравого смысла, поэтому статистике верить нельзя ни в коем случае. Популярный агрегатор рецензий Rotten Tomatoes на сегодняшний день оценивает новый фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» унизительными 29% «свежести» – для сравнения: у «Фредди против Джейсона» 44%, – но значит ли это, что супергероический фильм однозначно плох и даже ужасен? Ничего подобного. Достаточно взглянуть непредвзято на почти трехчасовую работу огромного коллектива авторов и актеров, чтобы объективно отметить множество положительных сторон нового фильма. Вот всего пять из них…

5. Аффлек – лучший Бэтмен, чем все предыдущие.

Собственно, здесь я не буду оригинальничать, безусловный успех Бена Аффлека в новом облике отметили едва ли не все зрители и критики, кроме совсем оголтелых хейтеров. Действительно, актер необыкновенно комфортно чувствует себя в новой роли, хотя для многих это и явилось сюрпризом. Мы наконец-то получили сбалансированного супергероя, который одинаково хорош и в костюме-тройке Брюса Уэйна, и в металлической броне Бэтмена. Придает веса супергерою и его зрелость – Бэтмен больше не мстящий за родителей молодой человек, это умудренный опытом боец, устоявший под множественными ударами судьбы (смерть отца и матери нам показали, а вот судьба Робина осталась неизвестной). В конце концов Аффлек – просто хороший актер, он великолепно демонстрирует изменения психологического портрета своего героя, в сцене, когда Уэйн спасает девочку под обломками здания, его глаза почти буквально наливаются кровью – это великолепно! Но даже не это делает нового Бэтмена уникальным и лучшим. Бэтмен новой франшизы убивает, и убивает со смаком. Вы скажете: «Что же здесь такого? Нолановский Бэтмен тоже убивал и не морщился» – и будете отчасти правы, но лишь отчасти. Новый Темный рыцарь убивает со смаком, уверенно, намеренно (вспомните пригвожденного ножом в сердце к стене боевика). Бэтмен Нолана «спалился» на том, что оставил в живых Джокера – мол, надежда на перевоспитание остается даже для такого порождения хаоса. Бэтмен Снайдера предпочитает проверенный способ искоренения преступности – в кого он не всадил пулю, кому он не свернул шею, Бэтс оставляет метку, с которой в тюрьме ждет верная гибель. Кому как, а мне новый Бэтмен пришелся по вкусу – к черту устаревшие правила No guns, no kills, зло слишком сильно и неуправляемо, чтобы оставлять ему шансы на восстановление сил.

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

4. Эффектная открывающая сцена меняет представление о кинокомиксах.

Marvel потребовалось снять 12 фильмов, для того чтобы осознать правила одного из главных своих супергероев: «Большая сила влечет за собой большую ответственность», и только теперь мы видим, то Капитана Америка и Черную вдову правительство распекает за причиненный городам ущерб, за сотни погибших мирных жителей, за разрушения, оправиться от которых с трудом могут сами «Мстители», что уж говорить о простых людях. Снайдер пришел к мысли о последствиях поступков супергероев уже во втором фильме франшизы (если уж быть совсем точными, то об этом еще «Хранители» были) и продемонстрировал проблему блистательной сценой разрушения Метрополиса во время битвы Супермена с генералом Зодом. Конечно, мы задумывались об этом и раньше – разрушительные схватки сил зла с силами добра на улицах американских городов или в европейской глубинке не могут обойтись без случайных жертв. Но только теперь на этом аспекте сделан серьезный упор – Брюс Уэйн с ужасом наблюдает не за тем, как гибнет башня, олицетворяющая его империю, а за тем, как умирают люди, находящиеся в его подчинении, верившие в его могущество, не ожидавшие скорой смерти. Трагическая сцена с девочкой, чудом спасенной из-под обломков здания Wayne Ent., говорит о внутреннем мире, его стремлениях, его готовности стоять на страже того мира, к которому он привык, больше любых других введений в характеры. Пожалуй, начало «Бэтмена против Супермена» – это лучшее представление героев со времен начала большой кинокомиксной эры.

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

3. Мотивация героев понятна и объяснима.

Очевидно, самую большую волну протеста зрителей и критиков вызвало то, что не всем оказались понятны истинные стремления героев фильма, причины их конфликта и способы преодоления противоречий. Допускаю, что на первый взгляд многое в «Бэтмене против Супермена» кажется непродуманным, противоречивым и плохо обоснованным, поэтому предлагаю вместе поразмыслить о том, что ведет героев фильма от начальной сцены к финальным титрам картины. Мотивировки Бэтмена/Уэйна мы уже частично коснулись, да тут и придумывать ничего не нужно, герой Аффлека свои мысли выражает вполне отчетливо: «Если есть хоть малейший шанс, что Супермен может оказаться злом, его нужно остановить прямо сейчас». И Бэтмен все делает для этого – он ищет способы противостоять безграничной силе криптонца, он ищет способы минимизировать разрушения, он готов отдать жизнь за человечество, находящееся под угрозой.

Совсем другое дело с Суперменом. Защитив Землю от терраморфирования в «Человеке из стали» (что само по себе сомнительный поступок с точки зрения потомков Криптона) и отказавшись от родины, Суп не стал человеком. Да, он надел очки Кларка Кента, прибрал к рукам хорошенькую журналисточку и стал передвигаться на велосипеде, но это не делает его своим, а тем более хорошим. Супермен почивает на лаврах бога, он покорно принимает подношение в виде огромного монумента, выполняет время от времени показательные подвиги, позволяет молиться на себя. Это не Пиноккио, мечтавший стать человеком, и даже не Электроник, завидовавший Сыроежкину, это самовлюбленный пришелец, который возомнил себя главным по планете. Отсюда проистекает ненависть Супермена к Бэтмену, криптонец желает сохранить за собой монополию на насилие, пусть даже в адрес преступных элементов. И Супермен без зазрения совести методично идет к убийству Бэтмена, обманывая самого себя человеколюбивыми гуманистическими мотивами.

Промо-кадр к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Промо-кадр к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Слабейшей среди троицы ведущих персонажей видится мотивация Лекса Лютора, даже скорее не мотивация, а способы решения задач, поставленных перед самим собой, но и здесь во всем можно разобраться, если не спешить. Давайте по порядку. Лекс видит в Супермене бога, того самого бога, который когда-то не защитил его от насилия отца, а теперь у Лютора есть возможность подчинить этого бога себе, наказать, отплатить – разве кто-то устоит перед подобным искушением? Но сначала Лекс натравливает Супермена на Бэтмена, нагло вторгшегося на территорию магната, – Лютор ожидает легкой победы криптонца над человеком. Затем по плану молодого злодея Супермена должен уничтожить Думсдэй, лишенный ограничений морали, любви и человечности, которые пусть и в гомеопатических дозах, но в Супе присутствуют. Как Лекс собирался дальше управлять Думсдэем? А никак. Почему вы решили, что убийство бога не конечный пункт пути Лютора? Низвергнуть недостижимое – вот смысл действий героя Айзенберга, и он не нуждается ни в зрителях, ни в одобрении, ни во вписывании своего имени в историю. После смерти Супермена хоть потоп, и в этом есть свой смысл, особенно когда ты и без этого находишься на вершине мира.

2. Великолепный задел на будущее.

Я не стал затрагивать мотивацию Чудо-женщины, но только по той причине, что пока мы об этом персонаже знаем слишком мало. Вообще, столь активное использование в фильме персонажа Галь Гадот для многих стало неожиданностью, мы рассчитывали на небольшое камео как завязку сиквела, но увидели достаточно, чтобы пожелать скорейшего выхода сольника Чудо-женщины. Но ее боевые возможности и таинственное прошлое – не все, что может дать почву для увлекательных продолжений. Мы получили впечатляющие видеооткрытки от трех других Мета-людей, остался неразрешенным вопрос о послании из будущего для Брюса Уэйна, наконец, героям грядущей «Лиги справедливости» как-то придется решать проблему воскрешения Супермена – это ли не лучшее, что может представить себе фанат кинокомиксов? Тысячи ниточек, каждая из которых может повлечь за собой интереснейший проект. И это мы еще не вспоминаем о том, что параллельно развивается история «Отряда самоубийц», что ранее стоявший под вопросом новый сольник Бэтмена обрел плотную почву, в конце концов у DC и WB есть еще один не вскрытый козырь – Зеленый Фонарь, о котором в «Бэтмене против Супермена» не сказано ни полслова. Как видите, будущее франшизы почти безгранично, а учитывая пресыщение продукцией Marvel, новый комикс-мир, более мрачный и суровый, вполне может оказаться более востребованным, чем бесконечные диснеевские «Мстители», скатившиеся в зрелище для семейных пар с маленькими детьми.

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

1. Киновселенная DC ближе в «Хранителям», чем к «Мстителям».

Последнее утверждение только кажется несущественным, на самом деле взросление аудитории может оказаться важным фактором уже в ближайшие пару лет. Пресытившись развеселыми «Тором» и «Железным человеком», третий фильм о котором вообще в какой-то момент превратился в рождественское детское кино а-ля «Полет навигатора», публика с годами обязательно захочет чего-то более серьезного и мрачного – и тут на помощь придут нолановская трилогия о «Темном рыцаре» и стартовавшая с «Человека из стали» франшиза DC. В свое время блистательные «Хранители» того же Снайдера оказались невостребованы зрителем, но только потому, что публика оказалась не готова к подобному взгляду на супергероев. Воспитанные «Человеком-пауком» и «Фантастическими четверками», даже поклонники комиксов уверовали в невозможность присутствия полноценной драмы в сюжетах экранизаций графических романов, но сейчас эта преграда сломлена. Кинокомикс может быть драматичным, он может ставить серьезные вопросы, в нем могут соперничать персонажи, у каждого из которых есть объяснимый и даже принимаемый зрителем мотив, пусть даже и мотив творить зло. И «Бэтмен против Супермена» – отличный пример такого кинокомикса, с противоречивыми героями, со страхами и демонами, с неуверенностью и преодолением сомнений, с враждой, оборачивающейся сотрудничеством, и дружбой, прикрывающей жестокое предательство. «Бэтмен против Супермена» – кино взрослое, мрачное, впечатляющее глубиной бездны, в которую Снайдер подталкивает заглянуть зрителя, в нем больше экзистенциальных вопросов и неявных намеков на социум, религию и политику, чем во всех «Мстителях» сразу. Так стоит ли бросать грязью в то, что не до конца осмыслено?

Уверен, «Бэтмен против Супермена» еще долго будет ведущей темой обсуждения кинокритиков, киноманов и простых зрителей. Не избежит лента Зака Снайдера и сравнения с новым фильмом о противостоянии Капитана Америка и Железного человека. Но уже сейчас можно сказать то, что не изменит ни одно стороннее обстоятельство: «На заре справедливости» получился не таким, каким его хотели видеть фанаты. Он получился лучше, просто не все зрители к этому «лучшему» готовы. И это лучший повод пересмотреть картину, вы точно не пожалеете о потраченных трех часах.


 160


Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть