Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Навстречу шторму»

Сильный эффектами и слабый сценарием фильм-катастрофа, который мог бы называться «Смерч 2»

Добавить в закладки
Пусть сильнее грянет буря!

Трейлер

Документалист Пит (Мэтт Уолш), метеоролог Элисон (Сара Уэйн Кэллис) и их небольшая команда колесят по провинциальной Америке в поисках мощных торнадо. Но когда прогноз погоды приводит их в городок Сильверстон, они вскоре осознают, что нашли слишком опасную бурю, которая может раздавить даже их машину-броневик, специально разработанную для съемок торнадо изнутри. Тем временем завуч местной школы Гэри (Ричард Армитаж) пытается спасти от катаклизма своих учеников и двух сыновей-подростков, старший из которых перед самым началом бури сбежал с подружкой на съемки на заброшенном заводе.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

«Навстречу шторму» был придуман как кино в стиле «найденные пленки», и именно поэтому у нескольких героев картины есть видеокамеры. Однако большинство сцен фильма сняты закадровыми, а не внутрикадровыми операторами

Природа щедро наделила Америку всем, что нужно для жизни… И всем, что нужно для смерти. Засухи, наводнения, землетрясения, цунами… И, конечно, знаменитые торнадо. Хотя их можно увидеть на всех континентах, чаще всего торнадо случаются на так называемой «Аллее торнадо» – обширной географической зоне в центре Северной Америки. Это настолько эффектная примета американской жизни, что, казалось бы, Голливуд должен каждый год выпускать по паре фильмов-катастроф на эту тему. Но если не считать лент вроде «Волшебника из страны Оз», где торнадо служит катализатором событий, а не «главным блюдом», то из достойных постановок о вихревых воронках можно вспомнить лишь «Смерч» с Биллом Пэкстоном и Хелен Хант. Хотя и эту картину в 1996 году агрессивно критиковали за порой пошлый и нелепый сценарий Майкла Крайтона (ну что, скажите, злодейского в том, что у «противников» главных героев лучшее финансирование и оборудование?).

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Все, однако, познается в сравнении. И если «Смерч» проигрывает состязания более утонченным и изобретательным постановкам, то он смотрится как «Звездные войны» рядом с «Навстречу шторму» – новой сравнительно дорогостоящей торнадо-лентой, которую снял Стивен Куэйл, режиссер «Пункта назначения 5» и второй режиссер «Титаника» и «Аватара».

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Чаще всего торнадо в США случаются во Флориде, Канзасе и Мэриленде. Второй по числу торнадо страной после Америки является Канада. В России разрушительные торнадо тоже бывают. Например, Ивановский смерч 1984 года унес более 60 жизней

Второй режиссер в блокбастерах – это человек, который отвечает за спецэффектные сцены без участия ведущих актеров (если на первом плане звезды, съемкой руководит основной постановщик). Поэтому не стоит удивляться, что именно такие фрагменты – лучшие в «Навстречу шторму». Когда торнадо проносятся по Сильвертону, разрезая дома и разметывая их по досочкам и кирпичикам, фильм захватывает и впечатляет, а иногда и потрясает. Особенно если пытаешься представить, каково это – увидеть «воронку смерти» у себя на заднем дворе и осознать, что жить тебе осталось всего пару минут. Но как только в кадре появляются актеры, лента сразу начинает буксовать.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Говорите что хотите про сценарий «Смерча», но он соблюдал главное правило качественной драматургии. То есть был в первую очередь историей о людях. Людях, которые сражаются со стихией, ссорятся и конфликтуют, налаживают развалившиеся было отношения… И в финале одерживают научную победу, напоминая зрителям, что настоящими героями бывают не только парни с оружием.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

«Навстречу шторму» сшит по сходным лекалам, но портным-неумехой (сценарист Джон Светнэм также написал выходящую в этом году пятую серию «Шага вперед»). Так, картина сразу же стреляет себе в ногу, когда пытается жонглировать несколькими группами персонажей, а не концентрируется на «охотниках за торнадо» или Гэри с его детьми. Чем сильнее фильм размазывает зрительское внимание, тем труднее переживать за каждого героя в отдельности, и когда в определенный момент картина начинает их убивать, эти смерти эмоционально не регистрируются.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Кроме того, растекаясь сюжетом по персонажам, лента не может рассказать ни о ком из них драматургически полноценную историю – вроде истории из «Смерча» о романтических отношениях двух главных героев. Вместо этого зрителям достаются лишь ошметки-скороговорки (Гэри ругает сына за то, что тот носит в кармане складной нож, но потом этот нож помогает героям выжить).

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Наконец, лента тратит немало времени на представление Гэри и Элисон как основных персонажей (только у них есть семьи и дети), однако в финале позволяет всех спасти совсем другому герою – тоже сюжетно важному, но постоянно оттесняемому в драматургическую тень. С тем же успехом в финале «Аэроплана» самолет мог посадить не Тед Страйкер, а доктор Румак. Сюжетный сюрприз? Скорее некомпетентность сценариста.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Кстати, о героизме. Его в «Навстречу шторму» удивительно мало, хотя вся суть фильмов-катастроф в том, что простые люди прыгают выше головы. Вместо этого Свэтнем и Куэйл предлагают кино о профессиональной компетентности. Гэри, как школьный начальник, сперва заводит ребят в убежище, а затем организует их эвакуацию – процедуры, которые в зоне торнадо специально отрабатываются. Герой проявляет чуть больше героизма, когда спасает сына из-под развалин завода, но он не делает ничего такого, чего на его месте не сделал бы любой отец, даже трусоватый. В свою очередь, метеорологи грамотно предсказывают направления ветра и выбирают места для укрытий, но и это часть их профессии. И даже когда сын Гэри оказывает своей подружке первую помощь, он не судорожно импровизирует, а вспоминает уроки мамы-медсестры. Спасибо, конечно, за рекламу полезных навыков, но «всегда готовы» – это лозунг пионеров, а не персонажей драматичного фильма-катастрофы.

Кадр из фильма «Навстречу шторму»

Нет в картине и научной победы – Элисон ничего не исследует, а помогает Питу запечатлеть редкие кадры. К тому же в конце ленты герои не снимают кино, а просто пытаются выжить. Зато в финале есть развевающийся американский флаг и долгие паточно-пафосные разглагольствования о том, что, что бы ни случилось, надо жить дальше, день за днем. Трудно было придумать более пошлое заключение.

Тем не менее фильм в целом все же не разочаровывает. События развиваются достаточно быстро, и картина не содержит явных, раздражающих сюжетных дыр, а потому большинство претензий к сценарию осознаются уже после завершения сеанса, что для фильмов-катастроф вполне приемлемо. А поскольку стихия атакует персонажей не только в финале, но и почти на всем протяжении ленты, то упомянутые в начале рецензии убедительные эффекты скрашивают недостаток харизмы актеров (всех, кроме Армитажа, Торина из «Хоббита») и слабость диалогов. Так что если вам мало «Смерча» и вы хотите увидеть на большом экране, как торнадо кромсают захолустную Америку, то «Навстречу шторму» это вам обеспечит. А на большее лента и не претендует.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?