Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Ах, как хочется вернуться: рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке»

Новая работа Вуди Аллена — милая, совершенно необязательная, с Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ролях.

Добавить в закладки

Паренёк с чересчур литературным именем Гэтсби Уэллс (Тимоти Шаламе) очень умён, но учится в далеко не самой престижной школе — всё, разумеется, из-за свободного нрава и неспособности осознать собственные ориентиры. У него есть девушка, простодушная провинциалка Эшли (Эль Фаннинг), вместе с которой он давно хочет посетить родной Нью-Йорк. Выпадает отличный шанс: у Эшли на Манхэттене как раз намечается интервью с известным режиссёром (Лив Шрайбер) — можно совместить полезное с приятным. Но интервью вскоре идёт не по плану, Эшли застревает с режиссёром, его сценаристом (Джуд Лоу) и, позже, звездой-актёром (Диего Луна) в поисках сенсационного материала, а Гэтсби просто шатается в одиночестве по городу, пытаясь избежать необходимости идти на званый ужин к родителям-снобам.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

Последние работы Вуди Аллена проще всего описать через совсем другой культурный феномен, никак не связанный ни с романтикой Нью-Йорка, ни с интеллектуальной комедией. Так вот: в среде фанатов взрослой анимации уже давно существует вполне справедливый тезис, что культовые «Симпсоны» где-то в районе 2000 года перестали существовать. Вместо них телеканал FOX запустил в эфир «зомби-Симпсонов» — с теми же героями и теми же комичными рычагами, но вдруг почему-то совершенно неискренних, искусственных, экологически переработанных и лишённых всякой яркой индивидуальности. Поэтика Вуди Аллена, конечно, держалась дольше, чем спрингфилдские жёлтые человечки, но в районе «Магии лунного света» тоже дала сбой — последние пять фильмов (и целый один сериал) заслуженный мастер пера и объектива снимает как будто по инерции. И вроде все режиссёрские атрибуты на месте, там же стоит Нью-Йорк, где всё так просто и знакомо, но нет ни былого запала, ни остроты, ни, простите, жизни.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

У него и раньше были пробелы (между «Разбирая Гарри» и «Матч Поинтом» Аллен тоже, допустим, снял аж 7 не сильно великих фильмов), но сейчас как-то особенно тревожно — Вуди уже 83 года, карьера в кризисе, прокатывать не хотят, снимать не дают, а он всё по сотому кругу гоняет своих героев в их красивых свитерочках по вычурным нью-йоркским квартирам и заставляет их общаться хлёсткими панчами, которые мы, кажется, где-то уже слышали. Вуди Аллен, конечно, жуткий сноб, но теперь этот снобизм ещё и начал неприятно резонировать с крайней сценарной наивностью — в одной сцене он смеётся над пафосными кинематографистами, в другой уже сам вкладывает герою невыносимо слащавый закадр о том, какой этот город красивый, когда на серых фасадах сверкают капельки осеннего дождя. Последнее — очевидный реверанс в сторону Сэлинджера и его «Над пропастью во ржи», где персонаж-раздолбай тоже толкал зрителю умные и очень поэтичные по меркам юноши-максималиста речи. Сам Сэлинджер, как известно, строго-настрого запретил экранизировать свой легендарный роман — и «Дождливый день в Нью-Йорке» в свои худшие моменты отлично демонстрирует, почему.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

Интересно, что совсем недавно в наших кинотеатрах повторным прокатом шёл «Манхэттен» — один из главных фильмов Вуди Аллена 70-х, хоть и дико самим автором нелюбимый. Сравнивать кино, снятое с сорокалетней разницей, понятно, глупо, но за единственный конкретный момент всё же сложно не зацепиться. В самом начале «Манхэттена» голос героя Аллена — сценариста по сюжету — пытается выразить в тексте своё отношение к городу. Но вечно не получается: то скучно, то слишком резво, то агрессивно, то просто глупо. Выходит у него, кажется, где-то только раз на пятый. Так вот главное отличие Аллена-тогда и Аллена-сейчас в том, что нынешний Вуди переписывать бы ничего не стал. Все его интересные заигрывания с постмодерном вообще свелись к единственной строчке диалога, в которой герои «иронично» предрекают финал фильма — мол, если произойдёт вот так, это будет банально. Так и происходит. И это действительно банально. Хуже того, это напыщенно и не имеет никакого смысла — уж если хочешь, чтобы «химия» читалась между строк, на роль надо брать кого-то чуть-чуть поприличнее, чем Селена Гомес.

Самое обидное, что у Вуди Аллена за его долгую и крайне плодотворную карьеру сложился настолько монолитный образ, что любые претензии — будь то к мелодраматичности, которая возникает ни к селу ни к городу, совершенно разным по уровню скетчевым сценкам или невыразительной постановке (которая тут ещё и подкреплена корявенькой операторской рукой) — разбиваются об один-единственный антитезис. «Это же Аллен!» Да он-то, может, и Аллен. А вот вы все — зомби.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?