Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «ЭАМИ» — магическую драму о феномене памяти уничтоженного народа айоре

Волшебное путешествие по парагвайским джунглям.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры
Владимир Бурдыгин
Владимир Бурдыгин Автор film.ru с 2021 г. 99 публикаций

«В начале было время, и время было дыханием. Из этого дыхания родилась песня. Из песни вышли мы, обитатели этой земли» — с этих слов начинается «ЭАМИ», картина-победительница фестиваля в Роттердаме этого года и участница одной из параллельных программ ММКФ.

На родину Эами (Анель Пиканераи) вторглись захватчики. Не в силах оказать сопротивление, она обращается Асохой, птицей-богиней, и в последний раз облетает прошлый мир, пытаясь запомнить его во всех деталях, чтобы вскоре покинуть навсегда.

Кадр из фильма «ЭАМИ»

«ЭАМИ» — третий фильм Паз Энсины: первая ее картина была игровой, вторая — документальной, о третьей же с равной степенью уверенности можно утверждать и то и другое. Это история народа айоре, точнее, самая трагичная её часть — массовое переселение с родных земель. Отчасти изгнание связано с процессом дефорестации (он же обезлесение): уже многие годы в парагвайском регионе Чако, где традиционно жили эти люди, ежемесячно вырубается 25 тысяч гектаров леса. Отчасти же высылка — плод репрессивной политики Парагвая по отношению к населяющим страну коренным народам. В каком-то смысле это одно и то же, оба явления неразрывно связаны. К счастью, в фильме непосредственно государству не уделено ни минуты, почти всё внимание авторов сосредоточено на айоре и месте, где они жили.

Кадр из фильма «ЭАМИ»

Кадр из фильма «ЭАМИ»

Картина — ни в коем случае не упражнение в этнографии, скорее эссе о волшебстве памяти, причём как личной, так и коллективной. Главная героиня, Эами, вспоминает историю уничтожения родной деревни, исчезновения почти всех, кого она знала. Но Эами — не только имя, но и слово, обозначающее мир на её родном языке. Оно же обозначает и лес. Личное бесшовно переходит в коллективное, точка зрения одиночки выворачивается и становится общим пространством памяти региона.

Люди, камни, деревья, животные — все уравнены в правах, воспоминания джунглей дополняются монологами людей, черепашьи лапки оставляют на песке след, что не уступает в значимости любому, даже самому крепкому жилищу homo sapiens в этой местности. Но все они однажды обернутся пеплом, возможно, даже очень скоро: один из выдающихся аспектов фильма — работа саунд-дизайнера Хавьера Умпьерреза, мастерски передающего ощущение разлитой в воздухе неизбежности. Шелест деревьев, треск приближающегося огня, бульдозер где-то вдалеке, сливающиеся в птичьи крики человеческие голоса, переходящее в шум ветра песнопение — всё это оборачивается еще одним измерением происходящего.

Кадр из фильма «ЭАМИ»

Кадр из фильма «ЭАМИ»

Паз Энсина часто берет крупные планы лиц с опущенными веками. Под ними неустанно бегают глазные яблоки, кажется, будто он снимает людей в фазе быстрого сна. Они прерывисто дышат, по лицам ящерками скользят будущие морщинки. Дети будто видят что-то по ту сторону век и пытаются передать это нам, взрослым и бодрствующим. Конечно, они не могут сделать этого в полной мере, но режиссер берет на себя задачу медиума, «ЭАМИ» — неосязаемое сновидческое послание. Одновременно и отстраненное, созданное будто с дистанции Бога, но и близкое настолько, что напоминает пятна, которые видишь и с закрытыми глазами, когда поворачиваешься к яркому солнцу.

Жизнь героев разрушена, родные сёла стёрты с лица земли, из соплеменников в живых остались единицы. Боль ничем не перекрыть, ни о какой проработке травм в таких обстоятельствах речи идти не может. Остаётся только помнить, как всё было устроено раньше, до того как пришли захватчики, или, как их называют сами рассказчики, «бесчувственные». Недобирая и до полутора часов хронометража, «ЭАМИ» вмещает в себя и реквием, и яростное обвинение. Личное и общее, далекое и близкое, игровое и документальное, перечислять полюса можно долго, закончить стоит единением краткого и всеобъемлющего. Кажется, как-то так и должна работать настоящая поэзия, каковой «ЭАМИ» на самом деле и является, пусть и от мира кино, а не литературы.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?