
Экшен с непереводимым набором ругательств про профессиональную гонщицу.
Эдит «Эди» Мини (Самара Уивинг) работает в банке и планирует поступать в местный колледж на юридический факультет, но все меняется, когда героиня узнает, что уже пару месяцев как беременна. Вместо сдачи важного экзамена Эди отправляется в дом бывшего возлюбленного Джона (Карл Глусман) — патологически неумелого преступника и «ходячей катастрофы», — с которым много лет пытается разойтись, и тут же сталкивается с призраками криминального прошлого. Оказывается, Джон снова попал в передрягу — он задолжал около трех миллионов долларов мафиозному патрону Нико (Энди Гарсия), с которым долгое время работала сама Эди. Отошедшая от дел и без «слегка беременная» студентка тяжело вздыхает, грязно ругается и снова садится за руль, чтобы выполнить одно последнее задание — помочь ограбить элитное казино.
Если представить на месте Самары Уивинг кого-то вроде Джейсона Стэтхема, Кристиана Слейтера или Энсела Элгорта, то история тут же начнет обрастать ассоциациями: в эпизодах мелькает язвительный юмор Квентина Тарантино (от «Настоящей любви» до «Криминального чтива»), в автомобильных погонях угадываются настроения Эдгара Райта («Малыш на драйве»), а ансамбль второстепенных персонажей и азартное ограбление казино напоминают о Стивене Содерберге и его «Оушенах». Но, несмотря на активное жонглирование любимыми элементами своей киноманской библиотеки, режиссеру-дебютанту Шону Симмонсу удается собрать достаточно оригинальную историю — во многом как раз благодаря решению поместить под свет софитов не мужскую, а женскую фигуру.
Австралийка Самара Уивинг («Я иду искать», «Няня», «Ночь с психопатом») уверенно себя чувствует как в роли королевы крика, так и в качестве комедийной и драматической актрисы. Ее Эди хранит в себе усталость космических масштабов, но при этом с видимой легкостью справляется с задачами, которые на самом деле никогда не хотела брать. В раннем возрасте она вынуждена была встать на сомнительную криминальную дорожку из-за легкомысленности родителей и с тех пор не переставала тянуть на себе груз выбора, который сделали за нее.
Карл Глусман играет идеального претендента для созависимых отношений — герой одновременно раздражает своей глупостью и покоряет неуловимым обаянием. Много лет назад Джон спас Эди, но теперь он только и делает, что тянет девушку вниз — перекрывает возлюбленной доступ к иной жизни, потому что сам оказывается неспособным выбраться из ловушки определяющего его опыта. И в этом кроется одна из главных идей фильма: можно ли по-настоящему измениться или нас навеки определяет период взросления? Однажды Эди снова встречает отца (Стив Зан) и узнает, что он сумел выйти из криминального мира, в который когда-то втянул дочь. Новый дом, новый брак и даже новый ребенок подтверждают, что перемены возможны, но что если отцу удалось выйти относительно сухим из воды тоже благодаря жертвам Эди?
Мужчины вокруг главной героини совершают ошибки, рушат чужие планы, играют с судьбой в русскую рулетку, а она снова и снова вынуждена платить по счетам. В одной из сцен героиня Уивинг с горечью признается, что никто никогда не менялся ради нее — это ей приходилось раз за разом перекраивать себя, чтобы выжить. Послушать отца и в 14 лет совершить первое преступление — увести машину, полную кокаина, как можно дальше от полиции; послушать Джона и совершить еще одно — пойти на сделку с Нико.
До работы над «Эниками-Бениками» Симмонс писал сценарии для эпизодов комедийно-фантастических «Охотников за монстрами», выступал шоураннером брутального подросткового боевика «Уэйн» и успел отметиться во вселенной «Джона Уика» (был соавтором спин-оффа «Континенталь»). В режиссерском дебюте Симмонс попытался соединить две противоположные энергии — ироничный комедийный драйв и мрачную историю про наследие травмы, поэтому фильм то напоминает легкий аттракцион со спонтанными убийствами и танцами у бильярдного стола, то вдруг резко поворачивает в сторону трагедии, где вина и насилие оказываются слишком реальными, чтобы от них можно было отгородиться набором шуток.
«Эники-Беники» — живое, динамичное, местами дико смешное, а местами удивительно честное кино, которое вполне может войти в категорию «Настоящей любви» Тони Скотта — криминальных экшен-фильмов, которые со временем обрастают культовым статусом. Возможно, дебют Симмонса слишком сумбурен, чтобы дотянуть до уровня Тарантино, но именно эта неровность выделяет фильм среди прочих и порождает дискуссии.
Эди — девушка, которая оказалась в неправильном месте и в неправильное время, но она упорно старается сохранить себя, не превращаясь в бездушную убийцу. Там, где партнеры по делу выбирают пули и кулаки, она ищет обходные пути, пытается удержать остатки человечности — и вместе с этим собирает коллекцию изобретательных ругательств, которые становятся оружием не слабее револьвера. Острая на язык, упрямая, не дающая себя в обиду профессиональная гонщица остается той, кто неизменно подчищает за другими, кто берет на себя груз чужих ошибок, но однажды приходит момент, когда нужно перестать спасать всех вокруг и наконец подумать о будущем. В финале за комедийным фасадом проступают оттенки трагедии, ведь даже самая быстрая машина не способна увезти от самой себя.