Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Дуэт Екамасова — Эйдельштейн в смелом дебюте Юрия Зайцева.
В какой-то момент фильм «Ганди молчал по субботам», адаптация пьесы Анастасии Букреевой, начал обрастать кинокритическими легендами: настолько тяжелым был его съемочный путь, что итог должен был удивить всех. Смена режиссера, нехватка бюджета, все это могло похоронить проект — но он все же восстал из производственного ада и дошел до большого экрана. Режиссер Юрий Зайцев, которого нашел креативный продюсер картины Андрей Апостолов, смог показать всю юношескую спесь — свою и главного героя — и доказать, что дебютанты могут снимать с размахом.
Саша, он же для своих Мот (Марк Эйдельштейн), все время твердит об апокалипсисе, который произошел в его семье. Катастрофа и правда случилась: в один из вечеров ни с того ни с сего отец заявил, что уходит к другой женщине. Мама (Виктория Толстоганова) в отчаянии отправляется развлекаться с подружками в магазинах и клубах, сестра (Ольга Балацкая) готовится ехать на учебу в Аргентину, дедушка на грани деменции (Александр Пашутин) все пытается пойти в лес за грибами. В эпицентре событий остается лишь Мот, который теперь называет маму с папой «родитель 1» и «родитель 2», нивелируя всякую эмоциональную привязку. Внезапно в подземном переходе парень встречает молчаливую бездомную (Дарья Екамасова), которую нарекает Лизой и приводит домой.
Екамасова и Эйдельштейн неоднократно встречались в роли матери и сына что в кино, что на театральной сцене: сначала были «Анора» Шона Бейкера и спектакль «Трудный экзамен» Юрия Квятковского, а вскоре на большие экраны выйдет «Космос засыпает» Антона Мамыкина. В фильме Зайцева Эйдельштейн снова надевает маску подростка, который мечется по углам в поисках смысла жизни, пытается решить конфликты взрослых, а еще сбивчиво что-то рассказывает. Такое амплуа перестало играть на руку актеру уже давно: фильм мог бы раскрыть драматический потенциал Эйдельштейна, но ограничивается поверхностной подачей. Оттого роль Екамасовой кажется глубже: ее героиня и вовсе произносит лишь одно слово — «Ганди», — но за ним кроется настоящая трагедия.
Одна из ключевых проблем фильма заключается в попытке уместить слишком много деталей в небольшой хронометраж. Балансируя между арт-мейнстримом и драмой, Зайцев создал российскую версию «Все везде и сразу» с таким же количеством графики и клипового монтажа, от которых в одночасье начинает кружиться голова. Однако именно технические решения часто отвлекают зрителя от главного — семейной трагедии, разворачивающейся перед глазами. Точно так же выбивают из колеи сломы четвертой стены, которые в картине кажутся абсолютно ненужными — героям бы друг с другом начать разговаривать. К тому же темп повествования чувствительно замедляется ко второй части фильма — приближение к развязке ощущается невыносимо долгим. Не ясно, стало ли это последствием производственного ада или изначально было режиссерской задумкой.
При всем технологическом блеске «Ганди» скорее тезисный конспект о правильной жизни, нежели полноценное кино: фильм задает много вопросов, но не находит ни одного ответа. Зайцев обходится общими формулами вроде «надо любить и слышать близких», но не рискует копнуть глубже. Одноименная пьеса Анастасии Букреевой при всей компактности вобрала в себя гораздо больше рефлексии. В фильме же реплики нередко бесцельно повисают в воздухе, а тяжелым семейным отношениям не хватает самоиронии. Однако сквозь обилие спецэффектов при большом желании все-таки можно разглядеть главную идею — как сказал сам Зайцев, после просмотра «Ганди» должно появиться желание позвонить маме.
Вероятно, еще с первой короткометражки «Материя» 2018 года Зайцева интересовали экзистенциальные вопросы человеческого бытия: в фильме главный герой по имени Марк путешествует по собственному подсознанию и пытается найти свое место в окружающем его мире. Мот, как и сам фильм, ищет себя в этом непростом мире, где каждый день приходится совершать выбор. При всей хаотичности «Ганди молчал по субботам» — весьма теплая картина о простых ценностях, которые забываются в будничной суете. Фильм напоминает, что человечность — ключ к пониманию что близких, что незнакомых людей. За это можно простить ненужные технические излишества и после просмотра все-таки позвонить маме.
Что смотреть в кино на этой неделе: «Новая волна» и «Красный круг»
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
«Никто этого не хочет» и еще 5 небанальных ромком-сериалов, которые не врут об отношениях
4 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на фильм «Мой сын»: не та мать, что родила
4 ноября / Текст: Ная Гусева
В каких фильмах и сериалах можно будет увидеть актеров из «Очень странных дел» после битвы за Хоукинс?
3 ноября / Текст: Яна Телова
Рецензия на фильм «Великая Элеанор» — режиссёрский дебют Скарлетт Йоханcсон
3 ноября / Текст: Максим Ершов
Финист против Колобка: рейтинг новых российских фэнтези-сказок — от худшей к лучшей
2 ноября / Текст: Владимир Ростовский, Максим Ершов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).