Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Ганди молчал по субботам»: мытарства Мота

Дуэт Екамасова — Эйдельштейн в смелом дебюте Юрия Зайцева. 

20 сентября Текст: Ная Гусева Обсудить
Добавить в закладки
Рецензия на фильм «Ганди молчал по субботам»: мытарства Мота

Трейлер

В какой-то момент фильм «Ганди молчал по субботам», адаптация пьесы Анастасии Букреевой, начал обрастать кинокритическими легендами: настолько тяжелым был его съемочный путь, что итог должен был удивить всех. Смена режиссера, нехватка бюджета, все это могло похоронить проект — но он все же восстал из производственного ада и дошел до большого экрана. Режиссер Юрий Зайцев, которого нашел креативный продюсер картины Андрей Апостолов, смог показать всю юношескую спесь — свою и главного героя — и доказать, что дебютанты могут снимать с размахом. 

Саша, он же для своих Мот (Марк Эйдельштейн), все время твердит об апокалипсисе, который произошел в его семье. Катастрофа и правда случилась: в один из вечеров ни с того ни с сего отец заявил, что уходит к другой женщине. Мама (Виктория Толстоганова) в отчаянии отправляется развлекаться с подружками в магазинах и клубах, сестра (Ольга Балацкая) готовится ехать на учебу в Аргентину, дедушка на грани деменции (Александр Пашутин) все пытается пойти в лес за грибами. В эпицентре событий остается лишь Мот, который теперь называет маму с папой «родитель 1» и «родитель 2», нивелируя всякую эмоциональную привязку. Внезапно в подземном переходе парень встречает молчаливую бездомную (Дарья Екамасова), которую нарекает Лизой и приводит домой.

Марк Эйдельштейн на съемках фильма «Ганди молчал по субботам»

Марк Эйдельштейн на съемках фильма «Ганди молчал по субботам»

Екамасова и Эйдельштейн неоднократно встречались в роли матери и сына что в кино, что на театральной сцене: сначала были «Анора» Шона Бейкера и спектакль «Трудный экзамен» Юрия Квятковского, а вскоре на большие экраны выйдет «Космос засыпает» Антона Мамыкина. В фильме Зайцева Эйдельштейн снова надевает маску подростка, который мечется по углам в поисках смысла жизни, пытается решить конфликты взрослых, а еще сбивчиво что-то рассказывает. Такое амплуа перестало играть на руку актеру уже давно: фильм мог бы раскрыть драматический потенциал Эйдельштейна, но ограничивается поверхностной подачей. Оттого роль Екамасовой кажется глубже: ее героиня и вовсе произносит лишь одно слово — «Ганди», — но за ним кроется настоящая трагедия. 

Одна из ключевых проблем фильма заключается в попытке уместить слишком много деталей в небольшой хронометраж. Балансируя между арт-мейнстримом и драмой, Зайцев создал российскую версию «Все везде и сразу» с таким же количеством графики и клипового монтажа, от которых в одночасье начинает кружиться голова. Однако именно технические решения часто отвлекают зрителя от главного — семейной трагедии, разворачивающейся перед глазами. Точно так же выбивают из колеи сломы четвертой стены, которые в картине кажутся абсолютно ненужными — героям бы друг с другом начать разговаривать. К тому же темп повествования чувствительно замедляется ко второй части фильма — приближение к развязке ощущается невыносимо долгим. Не ясно, стало ли это последствием производственного ада или изначально было режиссерской задумкой. 

Дарья Екамасова на съемках фильма «Ганди молчал по субботам»

Дарья Екамасова на съемках фильма «Ганди молчал по субботам»

При всем технологическом блеске «Ганди» скорее тезисный конспект о правильной жизни, нежели полноценное кино: фильм задает много вопросов, но не находит ни одного ответа. Зайцев обходится общими формулами вроде «надо любить и слышать близких», но не рискует копнуть глубже. Одноименная пьеса Анастасии Букреевой при всей компактности вобрала в себя гораздо больше рефлексии. В фильме же реплики нередко бесцельно повисают в воздухе, а тяжелым семейным отношениям не хватает самоиронии. Однако сквозь обилие спецэффектов при большом желании все-таки можно разглядеть главную идею — как сказал сам Зайцев, после просмотра «Ганди» должно появиться желание позвонить маме. 

Вероятно, еще с первой короткометражки «Материя» 2018 года Зайцева интересовали экзистенциальные вопросы человеческого бытия: в фильме главный герой по имени Марк путешествует по собственному подсознанию и пытается найти свое место в окружающем его мире. Мот, как и сам фильм, ищет себя в этом непростом мире, где каждый день приходится совершать выбор. При всей хаотичности «Ганди молчал по субботам» — весьма теплая картина о простых ценностях, которые забываются в будничной суете. Фильм напоминает, что человечность — ключ к пониманию что близких, что незнакомых людей. За это можно простить ненужные технические излишества и после просмотра все-таки позвонить маме. 

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?