Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Великая Элеанор» — режиссёрский дебют Скарлетт Йоханcсон

Необязательная, но трогательная драмеди о дружбе пенсионерки и студентки, переживающих утрату.

3 ноября Текст: Максим Ершов Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Элеанор (Джун Скуибб) и Бесси (Рита Зохар) после смерти мужей 11 лет живут вместе в скромной квартире во Флориде. Дамы дружат с юности и отлично проводят время вместе. Когда Бесси умирает, Элеанор уезжает в Нью-Йорк к дочери Лизе (Джессика Хехт) и внуку Максу (Уилл Прайс). У родственников своя жизнь, бабушку пытаются спихнуть в комфортабельный дом престарелых. Элеанор записывается на занятия хора пенсионеров в еврейском общинном центре. Но, перепутав двери, оказывается на собрании группы поддержки для переживших Холокост. Неожиданно для самой себя она рассказывает историю некой Бесси. Маленькая ложь становится сенсацией на уровне мегаполиса.

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

Сценарий Тори Кеймен вдохновлён её бабушкой — 95-летней женщиной, решившей начать жизнь заново в Нью-Йорке. Текст попал в руки Скарлетт Йоханссон, которая давно хотела попробовать себя в режиссуре. До начала съёмок молодая постановщица лично не была знакома с Джун Скуибб — актрисой совершенно удивительной судьбы. Артистка играла на Бродвее и второстепенные роли в сериалах до зрелого возраста. В кино Скуибб дебютировала в 61 год в «Элис» Вуди Аллена. Актриса успела стать одной из любимых исполнительниц Александра Пэйна, а первую главную роль — в комедии «Тельма» — получила в 90 с лишним лет. Жизнерадостная и активная Скуибб блистает в «Великой Элеанор».

Премьера дебюта Йоханссон состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года, где свои первые фильмы также показывали другие известные актёры — Кристен Стюарт и Харрис Дикинсон. Может быть, «Великая Элеанор» — самая зрительская работа среди трёх дебютов, но молодая авторка показывает себя зрелой, вдумчивой и состоявшейся постановщицей, за которой стоит следить. Для уроженки Нью-Йорка Йоханссон это во многом личная история — в главной героине режиссёрка узнавала собственную еврейскую бабушку, скупую на эмоции, остроумную и со своим безапелляционным мнением по любому вопросу.

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

В Нью-Йорке Элеанор чувствует себя одиноко. Ни внуку, ни дочери нет дела до пенсионерки, которая шутит и много разговаривает, но в душе всё ещё страдает из-за смерти лучшей подруги. Чужую историю, рассказанную Элеанор на встрече переживших Холокост, слышит учащаяся на факультете журналистики Нина (Эрин Келлиман). Студентка пишет о женщине невероятной судьбы статью и показывает отцу-телеведущему Роджеру (Чиветель Эджиофор). С каждой минутой пожилой даме всё сложнее признаться во лжи.

«Великая Элеанор» — типичное сандэнсовское кино со всеми понятными плюсами и минусами и на актуальную тему. Фильм Йоханссон не экспериментирует с формой и сделан без лишних изысков. Это трогательная и понятная картина с плавным линейным развитием сюжета, без резких поворотов и прыжков во времени. Исключением является флешбэк с ночной беседой по душам двух подружек-пенсионерок, в котором Бесси рассказала о себе и родственниках в концлагере и поезде смерти.

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

Джун Скуибб в роли Элеанор Моргенстин на кадре из фильма «Великая Элеанор»

«Великая Элеанор» говорит как о национальной, так и о личной травме, чем напоминает «Настоящую боль» Джесси Айзенберга. Пенсионерка и студентка сближаются на фоне одиночества и персональной утраты. Элеанор чувствует себя на Манхэттене обузой, хотя не считает, что должна перестать вести активный образ жизни. Нина тяжело переживает смерть матери-фотографки, а отец избегает даже упоминания её имени. И в молодости, и в старости поделиться горем не с кем. Утрата разъединяет, заставляет родственников молчать в трудную минуту. Йоханссон напоминает, что не стоит думать только о себе и забывать про близких.

Важной темой драмеди становится память о Холокосте. Иудейка Элеанор обманывает переживших страшную трагедию, что, конечно, чудовищно, не ради славы или других выгод. Да, пенсионерка хочет внимания, но соврала пожилая дама случайно. Оступившуюся в трудной ситуации женщину хочется простить, особенно учитывая, что необычным образом Элеанор сохраняет память о трагедии Бесси. Ложь становится способом не забыть о страшной судьбе подруги, которая всю жизнь хранила в душе боль. Память о Холокосте будет передаваться из поколения в поколение, в том числе благодаря верным друзьям.

Картину Йоханссон легко обвинять в манипулятивности и сентиментальности. И Холокост, и милые старушки всегда будет вызывать у зрителей сильные чувства. А уж если добавить струнную музыку с пейзажами осеннего или зимнего Нью-Йорка и печальные разговоры о потере — слёз не избежать. Молодая постановщица ходит по тонкой мелодраматической грани, но не скатывается в пошлость. «Великая Элеанор» едва ли попадёт в списки лучших фильмов года и будет признана шедевром, но это достойно сделанная тёплая картина о дружбе, любви и памяти. Никогда не будет лишним напомнить, что в 94 жизнь не заканчивается. Спросите у Джун Скуибб и её Элеанор.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?