
Звезда «Альфа Дога» Бен Фостер на темной стороне гуманизма.
Среди всех бриллиантов наградного сезона прошлого года — скандальной «Эмилии Перез», душевной «Аноры», провокационной «Субстанции» — триллер канадского режиссера Джейсона Бакстона («Черный дрозд») «Крутой поворот», мягко говоря, затерялся. И это при наличии плеяды восторженных отзывов критиков (рейтинг фильма на популярном агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 91%), а также при участии в ряде международных киносмотров, включая Торонто, Рим, Берлин и Атлантический международный фестиваль. В рамках последнего Бакстон даже был удостоен призов за лучший канадский фильм и как лучший канадский режиссер. Возможно, главная проблема «Крутого поворота» в том, что фильму так и не удалось добиться внимания крупного голливудского мейджора — в лице Lionsgate, Disney или Warner Bros., на худой конец A24 — и достучаться до зрителя. Впрочем, отсутствие мощной маркетинговой поддержки никак не сказалось на качестве триллера, который без преувеличения можно внести в список «скрытых бриллиантов» 2024 года.
Главный герой фильма — счастливый муж и отец Джош (Бен Фостер), который вместе с супругой Рэйчел (Коби Смолдерс) и маленьким сыном Максом (Уильям Косович) перебирается жить за город, в уютный коттедж на углу автострады. И все бы хорошо, но в первый же вечер на глазах семейства происходит крупная автомобильная авария, в результате которой погибает человек. Спустя всего несколько дней ситуация повторяется — на опасном повороте у нового дома сталкиваются две машины, один водитель скрывается, другой так и не приходит в сознание. И пока Рэйчел раздумывает о том, как засудить бывших владельцев несчастливого коттеджа, Джош становится одержим желанием спасти горе-автомобилистов от печальной участи. Идея захватывает его так сильно, что работа и семья постепенно уходят на второй план.
Режиссёр Джейсон Бакстон называет «Крутой поворот» «психологическим слоубернером». Это напряжённое, но скромное на события кино, достигающее катарсиса всего за пять минут до финальных титров. Что, впрочем, неудивительно: в основе лежит небольшой рассказ канадского писателя Рассела Вангерски Whirl Away, опубликованный в 2012 году. Десять лет — именно столько заняло производство — Бакстон вынашивал фильм в творческой утробе, постепенно расширяя оригинальный текст до полноценного сценария. При этом психологический аспект истории — неспособность главного героя взять ответственность за собственную жизнь — остался в фильме незамутненным. Сюжетная завязка с автокатастрофами, которые вновь и вновь продолжают случаться, — удобный контрапункт для развития обширного ментального брейкдауна. Брак Джоша оказался в плену многолетней эмоциональной стагнации, карьера, казалось бы, достигла «стеклянного потолка» — случайные смерти на опасном повороте возле дома дарят быстрый приток адреналина, который не ждешь на работе и едва ли получишь в благополучной семье.
Причем с порога Джоша можно принять за этакого «народного мстителя», супергероя в домашних шортах, готового пожертвовать самым дорогим ради спасения незнакомцев. От условных Сорвиголовы и Человека-паука Джоша отличает неспособность помогать тем, кто действительно в нем нуждается: коллегам в офисе, жене, подрастающему сыну. С точностью кардиохирурга Бакстон препарирует душу героя, который постепенно теряет контроль над собственной жизнью. Его одержимость всё сильнее размывает моральные границы — хотя до дереализации уровня «лучшей версии себя» Элизабет Спаркл дело не доходит. «Крутой поворот» — кино осознанно приземленное, без художественных искажений, гиперреализма и абсурдистских приемов в духе «С меня хватит» Джоэла Шумахера. Это триллер о маленьком человеке, который тихо сходит с ума на фоне идеалистической американской субурбии, где то и дело сталкиваются машины и находятся бездыханные тела. Для Бена Фостера, которому по необъяснимым причинам лучше всего удается играть именно таких декадансных персонажей — «Пиф-паф, ты мертв» не даст соврать, — «Крутой поворот» стал не менее достойным актерским упражнением, чем в свое время «Субстанция» для Деми Мур. Увы, фильм Бакстона вышел в прокат с заметным опозданием — наградной сезон проскочил мимо, тренды сменились, и «Крутой поворот» ощутимо выпал из актуального дискурса, который диктует моду на кино с более громкой интонацией.