Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Уик – это боль» – захватывающий док о пути главной экшен-франшизы

Как каскадеры нашли себя в режиссуре, а «Джон Уик» стал для Стахелски и Ривза делом всей жизни. 

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Кадры Трейлеры Постеры Отзывы
Константин Мышкин
Константин Мышкин Автор film.ru с 2019 г. 359 публикаций

В 2014 году Чад Стахелски и Дэвид Литч, ветераны каскадерской профессии и режиссеры по совместительству, едва ли могли предположить, во что превратится «Джон Уик». Сегодня это уже не фильм, а гигантская и разветвленная франшиза. Теперь по «Уику» меряют боевики, он стал флагманом жанра в эпоху его тотального кризиса. Киану Ривза тоже одарили особым дивидендом – после череды неудач с возвратом в экшен вроде «47 ронинов» и «Мастера тай-цзи» он наконец обрел своего героя и больше не набивал шишек. Но и тут без гематом и ссадин не обошлось – на протяжении всех «Уиков» Ривз охотно ломал себя, мазохистски испытывал тело на прочность и выполнял большую часть трюков сам. Недаром Стахелски, глядя на прихрамывающего коллегу, скажет: «Уик» – это боль». Кажется, это станет философией франшизы, ведь она снималась не без хруста в коленях и нервного истощения.

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Стахелски и Ривз – прирожденные фанатики экшена, с энтузиазмом, простирающимся от гонконгских боевиков до аниме. Они срослись в единое целое еще на «Матрице», буквально стали одним телом. Чад выполнял сложные трюки за Киану и впоследствии построил успешную каскадерскую карьеру – кикбокс в Голливуде пришелся ко двору. «Тут ты сломал колено, а тут ты на костылях», – коллеги не без восхищения перебирают боевые сцены, теперь уже наблюдая за хромающим Ривзом. На первых минутах дока актер признается, что всегда завидовал Скорсезе и Де Ниро. У них было что-то вроде союза, с незаменимой химией дуэта режиссера и актера. «Но теперь и у меня есть свой режиссер», – торжественно подытоживает исполнитель роли Уика. 

«Уик – это боль» Джеффри До не похож на суховатый док с говорящими головами, скорее на зафиксированную оду каскадерской профессии. Здесь собрались все люди, по которым можно судить о деле как об искусстве. Опомнились и академики, твердо решившие в скором времени присуждать оскаровские награды за лучшие трюки. Ведь «Джон Уик» начинался как безумный проект мастеров каскадерского цеха: Стахелски мечтал о своем фильме, Дэвид Литч – еще один режиссер боевиков вроде «Атомной блондинки» и «Быстрее пули» тоже на правах сорежиссера вписался в экшен про разгневанного киллера. Первый начинал как дублер Брэндона Ли на печально известном «Вороне», второй ответственно выполнял трюки за Ван Дамма в конце 90-х. Стахелски и Литч позже сообразят команду и создадут 87Eleven – компанию, благодаря которой боевики станет смотреть еще увлекательнее, а мордобой перерастет в искусную хореографию. 

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Нужные люди на нужном месте – не всегда гарантия, что дело пойдет как по маслу. Авторы рассказывают, как «Джон Уик» c самого начала сталкивался с большими проблемами. Спонсоры не предоставили нужные суммы, и фильм застопорился за пять дней до съемок – Стахелски не из пущего драматизма считал, что кино придется закрывать. Продюсер Бэзил Иваник не раз покрывал расходы из собственного кармана, равно как и Киану Ривз. Спасла ленту актриса Ева Лонгория, вложив деньги буквально за 24 часа до закрытия проекта. Смешная правда: «Джон Уик» состоялся из-за благородного вмешательства звезды «Отчаянных домохозяек». 

Были трудности и содержательного характера. Как каскадерам и координаторам трюков ставить обычные сцены, где нет мордобоя и стрельбы? Им все было в новинку – даже сцены с расхаживанием грустного Уика по дому. Или спусковой крючок сюжета, убийство собаки, который придумал сценарист Дерек Колстад в обход золотому правилу Голливуда: никогда не убивай питомцев. Это мгновенно отрезало часть аудитории на тест-показах, пока другие, напротив, охотно принимали мстительную миссию Уика, у которого забрали главное напоминание об умершей супруге. Не говоря уже о стараниях маркетологов, чтобы продать боевик с Киану Ривзом – на первый взгляд очередной дешевый проект категории B.

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Кадр из документального фильма «Уик –– это боль»

Слушая истории от Ривза, Литча и Стахелски, легко предположить, почему «Уик» – это действительно боль, мозоли да сплошные травмы. Кино строилось не сразу – пришлось перемонтировать многочасовой материал и придавать ему огранку, да еще и решать личные проблемы – Стахелски развелся с женой, что не могло не сказаться на эмоциональном состоянии постановщика. Но авторы не собирались стопориться и, все же сделав кинобомбу, принялись расширять франшизу – этого хотели они, к увеличению мощностей подталкивали и в Lionsgate. Литч ушел в сольное плавание, а недавно и сам воспел тонкости экстремальной профессии в «Каскадерах», трюки в «Уике» становились все сложнее, хронометраж – больше, локации простирались от Старого Света до Японии, а сдерживающие факторы исчезали сами по себе – фантазия позволяла Стахелски и Ривзу делать буквально все что вздумается. Они сплели боевые искусства: кунг-фу, дзюдо и джиу-джитсу – с эстетикой аниме, комиксов и игровых шутеров. Ривз – стрелок и боец не хуже заправского спецназовца, сам охотно подставлял свое тело, лишь самые дикие трюки делегируя дублеру.

«Уик – это боль» – не только рассказ о трудностях во время производства, но и объективный способ замера: пробитых голов, простреленных стен и освоенных локаций. Это кино предельных экстенсивностей, о чем многие боевики могли только мечтать. Стахелски и Ривз сошлись когда-то на площадке, но там же обрели свой дом и семью – «Уик» стал делом всей жизни и проектом полной самоотдачи. Долго ли будет жить Джон Уик на экране? Очевидно, пока тело способно двигаться, а душа – гореть ребяческим энтузиазмом. В этом смысле док Джеффри До можно считать аперитивом к скорому выходу «Балерины».

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?