Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJhj5Ha
Дебютный фильм Ивана Шкундова о том, как отсутствие диалога разрушает семьи.
От молодых режиссеров не привыкли ожидать историй о старших. Редко кто может без излишнего драматизма снять кино о другом поколении — всегда появляется желание где-то да приукрасить. Однако драма «Взрослый сын» при всей сюжетной насыщенности говорит о взрослых на их языке — иногда скупом на эмоции. Дебютный фильм Ивана Шкундова ломает стереотипы об интересах молодых кинематографистов, а заодно напоминает, что зачастую наши родители — все еще дети внутри.
У Марии (Дарья Михайлова), женщины околопенсионного возраста, начинается новая жизнь: Михаил (Владислав Ветров), шевеля усами, делает предложение. Сын Марии (Федор Федотов) словно забирает на себя родительскую роль и провожает мать из гнезда в квартиру к жениху — туда, где она будет счастлива. Однако зарождающуюся семейную идиллию нарушает Дмитрий (Кузьма Котрелев) — взрослый сын Михаила, внезапно вернувшийся в отчий дом, где его никто не ждал. Усложняет ситуацию и ненависть, которую Дима питает к папе, — так внезапно в отношениях двух людей в возрасте появляется третий лишний.
О том, что родители часто вместе с наследством оставляют нам психологические травмы, давно слагают легенды: последние несколько лет тема стала особенно актуальна. Однако у этой монеты есть и вторая сторона — сами взрослые, чья жизнь также наполнена невзгодами. Шкундов, будучи молодым человеком, внезапно решает поговорить о проблемах тех, кто окружает его всю жизнь, — по словам режиссера, многие ситуации из фильма списаны из реальности. Но не стоит ждать от «Взрослого сына» нравоучений и морализаторства — едва ли в картине пытаются найти виноватых. Драма бережно, хоть и настойчиво сталкивает героев между собой, пытаясь докопаться до истинной причины разлада в семье.
Несмотря на то что «Взрослого сына» почти что можно назвать разговорной драмой, диалогов в привычном понимании здесь мало: Михаил не может внятно обрамить свои чувства к Марии и сыну в слова, а сама невеста предпочитает помалкивать, когда наблюдает за мужскими разборками. Самым тихим и загадочным является Дмитрий: вывести его на диалог не удается, и любые попытки завести серьезный разговор заканчиваются криками со стороны молодого человека. Персонажи, в принципе, часто заговариваются, пытаются подобрать слова, но так и не доходят до сути — в итоге зрителю приходится цепляться за обрывки фраз, как это часто бывает и в жизни. Правда, сбивчивые монологи, иногда нетрезвые, забирают уж очень много экранного времени — мысли топчутся на одном месте, не давая героям двигаться дальше.
О том, что диалог — ключ к пониманию, зритель догадывается быстро, но есть в фильме и еще одна мораль. Мария, будучи состоятельной женщиной, попадает в общество инфантильных мужчин: Михаил вдруг отчитывает ее за купленные туфли, словно в нем проснулось что-то патриархальное, а Дима отказывается сесть за общий стол. Вероятно, здесь и случается сдвиг тектонических плит, к которым могло привыкнуть старое поколение: в отличие от героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», Мария не умиляется пьяному возлюбленному и тем более не говорит, как долго его ждала. Вероятно, у кого-то из зрителей появится желание провести параллели с советским кино — не только из-за того, что одноименная картина Александра Панкратова-Черного уже когда-то выходила на экраны. Фильм отчасти напоминает творение старого «Мосфильма»: коллекционные фужеры гремят в Новый год, второстепенные персонажи вспоминают поездку в коммунистический Китай. Однако персонаж Михайловой проходит путь от влюбленности к осознанию, что даже в предпенсионном возрасте рискнуть остаться одной — возможно, лучшее решение, чего нельзя представить в кино прошлого века. Оттого и назвать «Взрослого сына» оммажем советскому кино не получается: слишком много в героях современных нравов, и это справедливо выдает возраст режиссера.
«Взрослый сын» внятно формулирует простую мысль: старшим тоже бывает трудно сказать «нет» и отстоять себя. История Марии напоминает, что конфликты в семье не решаются переучиванием близких — сначала приходится навести порядок у себя: признать границы, отказаться от роли спасательницы и не оправдывать чужую инфантильность. У фильма есть огрехи — кто-то также может найти конфликт отцов и детей вторичным, — но замысел работает: зрелость понимается как способность выбрать дистанцию и не ломать свои границы ради чьего-то комфорта. В конечном итоге у «Взрослого сына» есть отличный потенциал стать зрительской драмой для тех, кто тоже сталкивается с отсутствием разговора в семье.
Рецензия на фильм «Метод исключения» – мрачную трагикомедию отчаяния от режиссера «Олдбоя»
4 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на еще один новогодний фильм «Семьянин»: Павел Деревянко меняет профессию
4 декабря / Текст: Карина Назарова
Тарантино отругал Пола Дано! Интернет и индустрия (и мы тоже) не согласны с Квентином, и вот почему
4 декабря / Текст: Ная Гусева
Рецензия на хоррор «Крипер»: Татьяна Маслани учит доверять инстинктам
4 декабря / Текст: Яна Телова
Разбираем пятый сезон «Очень странных дел»: отсылки и детали, которые вы пропустили, и главные фанатские теории
3 декабря / Текст: Карина Назарова, Настасья Горбачевская
Рецензия на фильм «Шальная императрица»: приключения Екатерины II в современном Петербурге
4 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).