Что посмотреть
Рецензии

Рецензия на фильм «Взрослый сын» — чуткую драму с фестиваля «Короче»

Дебютный фильм Ивана Шкундова о том, как отсутствие диалога разрушает семьи. 

Сегодня Текст: Ная Гусева Обсудить
Добавить в закладки
Рецензия на фильм «Взрослый сын» — чуткую драму с фестиваля «Короче»

От молодых режиссеров не привыкли ожидать историй о старших. Редко кто может без излишнего драматизма снять кино о другом поколении — всегда появляется желание где-то да приукрасить. Однако драма «Взрослый сын» при всей сюжетной насыщенности говорит о взрослых на их языке — иногда скупом на эмоции. Дебютный фильм Ивана Шкундова ломает стереотипы об интересах молодых кинематографистов, а заодно напоминает, что зачастую наши родители — все еще дети внутри. 

У Марии (Дарья Михайлова), женщины околопенсионного возраста, начинается новая жизнь: Михаил (Владислав Ветров), шевеля усами, делает предложение. Сын Марии (Федор Федотов) словно забирает на себя родительскую роль и провожает мать из гнезда в квартиру к жениху — туда, где она будет счастлива. Однако зарождающуюся семейную идиллию нарушает Дмитрий (Кузьма Котрелев) — взрослый сын Михаила, внезапно вернувшийся в отчий дом, где его никто не ждал. Усложняет ситуацию и ненависть, которую Дима питает к папе, — так внезапно в отношениях двух людей в возрасте появляется третий лишний. 

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

О том, что родители часто вместе с наследством оставляют нам психологические травмы, давно слагают легенды: последние несколько лет тема стала особенно актуальна. Однако у этой монеты есть и вторая сторона — сами взрослые, чья жизнь также наполнена невзгодами. Шкундов, будучи молодым человеком, внезапно решает поговорить о проблемах тех, кто окружает его всю жизнь, — по словам режиссера, многие ситуации из фильма списаны из реальности. Но не стоит ждать от «Взрослого сына» нравоучений и морализаторства — едва ли в картине пытаются найти виноватых. Драма бережно, хоть и настойчиво сталкивает героев между собой, пытаясь докопаться до истинной причины разлада в семье. 

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

Несмотря на то что «Взрослого сына» почти что можно назвать разговорной драмой, диалогов в привычном понимании здесь мало: Михаил не может внятно обрамить свои чувства к Марии и сыну в слова, а сама невеста предпочитает помалкивать, когда наблюдает за мужскими разборками. Самым тихим и загадочным является Дмитрий: вывести его на диалог не удается, и любые попытки завести серьезный разговор заканчиваются криками со стороны молодого человека. Персонажи, в принципе, часто заговариваются, пытаются подобрать слова, но так и не доходят до сути — в итоге зрителю приходится цепляться за обрывки фраз, как это часто бывает и в жизни. Правда, сбивчивые монологи, иногда нетрезвые, забирают уж очень много экранного времени — мысли топчутся на одном месте, не давая героям двигаться дальше. 

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

Дарья Михайлова в роли Марии на кадре из фильма «Взрослый сын»

О том, что диалог — ключ к пониманию, зритель догадывается быстро, но есть в фильме и еще одна мораль. Мария, будучи состоятельной женщиной, попадает в общество инфантильных мужчин: Михаил вдруг отчитывает ее за купленные туфли, словно в нем проснулось что-то патриархальное, а Дима отказывается сесть за общий стол. Вероятно, здесь и случается сдвиг тектонических плит, к которым могло привыкнуть старое поколение: в отличие от героини Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», Мария не умиляется пьяному возлюбленному и тем более не говорит, как долго его ждала. Вероятно, у кого-то из зрителей появится желание провести параллели с советским кино — не только из-за того, что одноименная картина Александра Панкратова-Черного уже когда-то выходила на экраны. Фильм отчасти напоминает творение старого «Мосфильма»: коллекционные фужеры гремят в Новый год, второстепенные персонажи вспоминают поездку в коммунистический Китай. Однако персонаж Михайловой проходит путь от влюбленности к осознанию, что даже в предпенсионном возрасте рискнуть остаться одной — возможно, лучшее решение, чего нельзя представить в кино прошлого века. Оттого и назвать «Взрослого сына» оммажем советскому кино не получается: слишком много в героях современных нравов, и это справедливо выдает возраст режиссера.

«Взрослый сын» внятно формулирует простую мысль: старшим тоже бывает трудно сказать «нет» и отстоять себя. История Марии напоминает, что конфликты в семье не решаются переучиванием близких — сначала приходится навести порядок у себя: признать границы, отказаться от роли спасательницы и не оправдывать чужую инфантильность. У фильма есть огрехи — кто-то также может найти конфликт отцов и детей вторичным, — но замысел работает: зрелость понимается как способность выбрать дистанцию и не ломать свои границы ради чьего-то комфорта. В конечном итоге у «Взрослого сына» есть отличный потенциал стать зрительской драмой для тех, кто тоже сталкивается с отсутствием разговора в семье. 

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?