
Хлоя Севиньи и Лили Макинерни в очень красивой экранизации романа Франсуазы Саган
Более 70 лет назад вышел компактный роман с поэтическим названием «Здравствуй, грусть». Дебютная книга восемнадцатилетней Франсуазы Саган имела оглушительный успех, но не обошлось без критики — сексуальная раскрепощенность и «аморальное» поведение героини шокировали часть консервативного общества того времени. Впоследствии француженка опубликует около 20 книг, но именно первый труд, над которым барышня корпела, будучи подростком, останется самым известным произведением Саган. Экранизация не заставила себя ждать: спустя четыре года выходит фильм Отто Премингера, в котором сыграла Джин Сиберг — будущая икона французской новой волны. Пришло время для следующей адаптации, за которую взялась Дурга Чю-Бозе — начинающая режиссерка и по совместительству писательница. За плечами у нее сборник эссе о взрослении, которые перекликаются с мотивами романа Саган.
Шум моря, блики солнца, каменистый пляж. Семнадцатилетняя Сесиль (Лили Макинерни) отдыхает на французской Ривьере с отцом Раймоном (Клас Банг) и его возлюбленной Эльзой (Наиля Арзун). Летние будни тянутся упоительно медленно: игра в карты, завтраки на террасе, лежание на пляже, ничегонеделание на вилле — герои предаются гедонизму. Южную идиллию может разрушить неожиданный приезд Анны (Хлоя Севиньи) — старой подруги покойной матери Сесиль. Женщину с Раймоном связывают весьма теплые отношения.
«Здравствуй, грусть» во многом можно описать как роман-настроение. Страницы книги пропитаны теплом и узнаваемым ощущением летних каникул: стрелки часов замедлили свой ход, а полуденная дрема стала обязательным ритуалом. Дурга Чю-Бозе бережно воссоздает на экране нежную интонацию первоисточника. Печаль растеклась по стенам виллы: сине-голубые оттенки тут и там лишний раз подчеркивают минорность истории.
«Здравствуй, грусть» прежде всего представляет собой изумительное визуальное зрелище: режиссерка улавливает крохотные детали — хочется подольше полюбоваться устройством дома и рассмотреть каждую книгу на столиках (скорее всего, томики в руках могут рассказать чуть больше об обитателях дома). Через мелочи зритель проникается персонажами, собирает частички информации и подмечает параллели. В памяти особенно отпечатывается фрагмент поедания яблок во время завтрака, способный чуть больше раскрыть характеры женщин. Камера сосредотачивается сразу на трех лицах — Анны, Эльзы и Сесиль, — чтобы подчеркнуть, что каждая ест фрукт по-своему. Именно в незначительных на первый взгляд эпизодах проявляется талант дебютантки Дурги Чю-Бозе.
Главное отличие экранизации от романа — время действия. Постановщица решает перенести сюжет в современность: герои уткнулись не только в книги, но и в смартфоны. Произведение Саган отразило климат эпохи — начала 1950-х годов во Франции. До сексуальной революции еще целое десятилетие, но писательница передала переломный этап и трансформацию взглядов. Сесиль без стыда наслаждается времяпрепровождением в компании местного юноши Сирила (в фильме его сыграл Алеша Шнайдер), но не испытывает к нему сильных чувств. К тому же героиня олицетворяет новое послевоенное поколение, которому хочется жить без обязательств и бунтовать против родительского контроля: в данном случае Анны, которая пытается вразумить подростка и заставить подготовиться к экзаменам. Все эти моменты есть, конечно, и в киноленте. Но, кажется, символизм и дополнительный слой неизбежно теряются из-за современного сеттинга.
Впрочем, ключевой темой истории остается прощание с юностью. Сесиль противится появлению в доме Анны, которая приносит с собой новые правила и ограничения. Веселью и безделью в компании беспечного отца приходит конец, отныне придется в мгновение ока стать серьезной, подражать холодной даме и научиться брать ответственность за свои поступки. Главный твист заключается в коварном плане молодой девушки, который мы не будем раскрывать во избежание спойлеров для тех, кто не знаком с оригиналом. Скажем лишь, что, к сожалению, Чю-Бозе с трудом удается передать внутренние метания главной героини. Сесиль то смотрит с гневом на Анну, то излучает искреннее восхищение… но непрерывная рефлексия и сделки с совестью, столь важные, например, в романе, остаются за кадром.
Сердце фильма — на удивление, не звезда Хлоя Севиньи, а малоизвестная Лили Макинерни. Сесиль — всего лишь вторая роль актрисы, дебют которой состоялся в 2022 году в инди-драме «Пальмы и линии электропередач». В глазах Макинерни сквозит едва уловимая меланхолия из-за ускользающей юности: сложно представить более подходящую актрису на роль взрослеющей протагонистки. «Здравствуй, грусть» не переосмысляет роман на новый лад и старается удовлетворить сразу две категории публики — поклонников Саган и не знакомую с текстом широкую аудиторию. И те и другие смогут насладиться пейзажами Лазурного берега и поддаться витающему в воздухе ощущению тихой тоски. В конце концов «Здравствуй, грусть» — это печальная элегия о переходе из бездумного детства в осознанную молодость, запутанных человеческих отношениях, столкновении поколений и осознании суровой правды: в мире есть место не только радости и веселью.
Оценка 5.