
Больше тридцати лет прошло с момента выхода «Крепкого орешка» — одного из главных рождественских фильмов конца прошлого века. Боевик о том, как офицер полиции Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) в одиночку расправляется с террористами, захватившими небоскреб «Накатоми Плаза», давно стал не только культовым фильмом, но и успешным шаблоном для последующих кинопроизведений. Собрали шесть картин, созданных под влиянием бессмертного хита Джона МакТирнана.
Что получится, если вместо небоскреба под угрозой окажется обычный городской автобус, а место обаятельного злодея Ханса Грубера (Алан Рикман) займет безумный подрывник (Деннис Хоппер) с инженерным образованием и грузом обид? «Скорость» Янa де Бонта, пожалуй, лучшее, что случалось с жанром (после, конечно, «Крепкого орешка 2») в девяностые. Голландский постановщик убрал из уравнения группу террористов, но сохранил нерв и обратный отсчет до катастрофы. И заодно повысил ставки — пространства для маневра у главного героя Джека Тревена (Киану Ривз) еще меньше, ведь действие разворачивается буквально в клетке на колесах, где любой люк — потенциальный портал в могилу.
Примечательно, что в качестве режиссера студия Paramount Pictures рассматривала в первую очередь Джона МакТирнана, но тот, прочитав сценарий, отказался — слишком уж многое в тексте роднило «Скорость» с «Крепким орешком». Тогда буквально за несколько недель до начала съемок в качестве скрипт-доктора привлекли Джосса Уидона. Он переписал диалоги и немного пригладил сценарий, заменив фирменные фразочки персонажа Ривза на более уместные в конкретных ситуациях. Так «Скорость» перебралась из разряда клонов главного хита конца восьмидесятых в его дерзкие наследники эпохи MTV.
Если «Крепкий орешек» работал в формате «один против всех» в архитектурно-бюрократической обертке конца восьмидесятых, то «Судья Дредд 3D» — его киберпанковый младший брат, рожденный на обломках надежд XXI века и покрытый слоем индустриальной пыли. Режиссер Пит Трэвис и сценарист Алекс Гарленд создали не ремейк провалившегося в прокате «Судьи Дредда» 1995 года с Сильвестром Сталлоне в главной роли, а новую полноценную экранизацию оригинальных комиксов о судье, присяжном и палаче в одном лице.
В титульной роли — каменнолицый Карл Урбан в молчаливом квесте по зачистке небоскреба, в котором обитает не корпорация, а жестокий наркорежим во главе с Мамой (Лена Хиди). Снова башня, снова изоляция, снова никакой возможности отступить или позвать на помощь коллег. «Судья Дредд 3D» не просто повторяет сюжетные ходы «Крепкого орешка», но будто прокручивает боевик МакТирнана через хардкорную комикс-мясорубку. Мало кому удалось с той же брутальностью повторить успешную формулу четвертьвековой давности и не скатиться в обыкновенное цитирование первоисточника.
Пока Джон МакКлейн отдыхал от спасения самолетов, на американском флоте нес дозор хладнокровный кок Кейси Райбек (Стивен Сигал), одинаково ловко шинкующий капусту и вражеские глотки. «В осаде» с легкой руки кинокритиков получил альтернативное название «Крепкий орешек на линкоре» — настолько один из главных постановщиков боевиков девяностых Эндрю Дэвис приблизился к уже испытанному временем алгоритму Джона МакТирнана. И совершенно неожиданно именно этот фильм стал символом для целого поколения зрителей по обе стороны океана, а штамп недооцененного противником героя-одиночки навсегда вошел в поп-культуру.
Сюжет «В осаде» не хватает звезд с неба: линкор ВМС США «Миссури» должны отправить на списание, но вместо финальной вечеринки коварные террористы устраивают морякам кровавый последний ужин. Захватив внушительный арсенал, злодеи во главе с бывшим агентом ЦРУ Уильямом Странниксом (Томми Ли Джонс) угрожают мировому порядку ядерными боеголовками. Но, к счастью медлительных генералов, на судне оказывается бывший спецназовец Кейси Райбек, легко перемножающий планы террористов на ноль. Но сыграна эта пьеса банальности великолепно: Гэри Бьюзи и Томми Ли Джонс изображают злодеев на грани клоунады, а Сигал дежурно хмурит брови и творит с ножом такие вещи, что за навыки Джона Уика становится стыдно.
«Крепкий орешек» на борту самолета — идея столь очевидная, сколь и изящная. «Пассажир 57» Кевина Хукса забросил концепцию «один в поле воин» на десять тысяч метров над землей, превратив полет на авиалайнере в балет с автоматами. Фильм вышел в эпоху, когда авиация в кино еще не ассоциировалась с катастрофами XXI века, потому и выглядит почти невинно. «Пассажир 57» мог бы пройти незамеченным, но харизма Уэсли Снайпса и относительная свежесть идеи сделали свое дело — сборы картины превратили артиста в новую икону боевиков и открыли дорогу таким проектам, как «Разрушитель», «Зона высадки» и «Блэйд».
Опасного террориста Чарльза Рейна (Брюс Пэйн) законники решают отправить из Великобритании в Калифорнию обычным рейсом, помещая мужчину среди других пассажиров авиалайнера. Сообщники Рейна с легкостью вычисляют необходимый самолет и захватывают воздушное судно. К несчастью для бандитов, тем же рейсом устраиваться на новую работу летит эксперт по авиационной безопасности Джон Каттер (Снайпс) — молчаливый, но чрезвычайно смертоносный мужчина, готовый наглядно продемонстрировать потенциальным работодателям все свои навыки.
Когда вместо стекла и бетона — горные обрывы, ледяные уступы и заснеженный пейзаж, становится ясно, что «Крепкий орешек» все-таки выбрался за город. «Скалолаз» Ренни Харлина с Сильвестром Сталлоне в главной роли — еще один реликт VHS-эпохи, пусть не такой культовый, как «Рокки». Но там, где Джон МакКлейн отпустил бы пару острот, Гейб Уокер (Сталлоне) молчаливо страдает и превозмогает трудности, что подкидывают даже самому опытному альпинисту коварные Скалистые горы. «Скалолаз» перерабатывает сюжет «Орешка» не буквально, а на уровне образов и аллегорий: герой здесь тоже противостоит стихии, но если персонаж Уиллиса сталкивался с ее метафорической формой, то Уокер должен сталкиваться с природой в самом прямом смысле.
Гейб Уокер — опытный альпинист и спасатель — в ходе трагического инцидента в горах теряет напарницу (Мишель Джойнер). Герою требуется больше полугода, чтобы справиться с горем и вернуться к работе, но, присоединяясь к коллеге (Майкл Рукер) во время спасательной миссии, Гейб еще должен заслужить прощение последнего. Но как только бывшие друзья откликаются на зов о помощи, оказывается, что сигнал SOS отправили не простые туристы, а бандиты, умыкнувшие у Министерства финансов США 100 миллионов долларов. Чемоданы с деньгами разбросало по вершине, и предводитель грабителей Эрик (Джон Литгоу) заставляет спасателей помогать с поисками. В руках Гейба вновь оказываются жизни близких ему людей.
«Крепкий орешек» по праву считается рождественским фильмом, ведь действие боевика разворачивается в канун праздника, о чем неоднократно шутит и сам Джон МакКлейн. Но что если в качестве героя, дающего отпор террористам, окажется не простой человек, а сам символ Рождества — Санта-Клаус? В комедийном экшене «Жестокая ночь» Санта (Дэвид Харбор), изрядно уставший от бешеного темпа рабочих будней, вынужден одаривать плохишей не углем, а очередью из АК-47. Норвежец Томми Виркола, отвечающий за постановку, не просто подражает «Крепкому орешку», а с ехидной усмешкой переворачивает концепцию культового боевика с ног на голову.
В сочельник богатая семья собирается в особняке для празднования Рождества. Веселье длится недолго, ведь огромным домашним хранилищем с 300 миллионами долларов внутри заинтересовалась банда отморозков во главе с мужчиной, называющим себя Мистером Скруджем (Джон Легуизамо). Грабители берут семью в заложники и требуют открыть массивную дверь, стоящую между ними и богатством. Именно в этот момент в доме оказывается Санта, доставляющий подарки, но вместо печенья и молока его встречают очередью из автомата. На беду злодеев, добродушный старик в красном костюме решает вмешаться, превращая праздник непослушания в карнавал смерти.