
Сиквел во многом уступает оригиналу, но есть и ряд улучшений.
В конце июня состоялся релиз Death Stranding 2: On The Beach — сиквела оригинальной игры Хидео Кодзимы, вышедшей в 2019-м. Эффект новизны потерялся уже на момент релиза: убедить всех, что сиквел сможет удивить больше оригинала, не вышло, но дизайнер смело заявлял, что у него еще есть тузы в рукаве. Что получилось, а что нет, разберем в тексте ниже.
Новые берега
Несколько лет назад Сэм Портер Бриджес (Норман Ридус) помог объединить Америку в единую сеть и предотвратил окончательную гибель человечества. С тех пор он удалился подальше от внимания и живет дикарем в зоне, где нет хиральной сети, вместе с Лу — девочкой, что «вылупилась» из капсулы ББ. Там его и находит старая знакомая Фрэджайл (Леа Сейду) с до боли знакомой просьбой: теперь нужно объединить еще и Мексику. Делают это частники Drawbridge, чтобы у Соединенных Городов Америки не было желания навязывать свое правление другому государству. Разумеется, это только начало пути: впереди маячит Австралия, которая оказалась за хиральным разломом, открывшимся после объединения СГА. Собрав новую команду, куда также вошли Тармен (Джордж Миллер) и Доллмен (Фатих Акин), Фрэджайл снаряжает Сэма в новое приключение, которое окажется не тем, чем видится на первый взгляд.
Death Stranding 2: On the Beach
Входить в сиквел без знаний первоисточника будет непросто: там досконально разбирали принципы местного мира, поэтому термины вроде хиральности, БТ (не путать с ББ!) и смоляных потоков здесь подаются как само собой разумеющееся. Есть, конечно, внутриигровая справка, но полагаться на нее не так-то просто из-за объема информации: к финалу прохождения в словарике набирается сотня-другая записей. Впрочем, это не единственное, что будет подаваться куда быстрее, чем в оригинале.
Инструментарий курьера
В оригинальной Death Stranding первые часы проходили крайне неспешно: игрока учили носить грузы по пересеченной местности, ставить лестницы и веревки и потихоньку приучивали к особенностям местного мира вроде темпоральных дождей, быстро состаривающих все вокруг. До первого столкновения с врагами путь был, мягко говоря, неблизкий, и у некоторых геймеров на простую доставку уходило вплоть до пяти часов без добавления к ней новых механик. Сиквел в этом плане куда быстрее, и уже в первых миссиях Сэм здесь обзаводится небольшим арсеналом оружия и вынужден защищать грузы с оружием наперевес. Вскоре к этому добавляется и транспорт, после чего новые гаджеты сыплются как из рога изобилия: каждый новый пункт хиральной сети добавляет минимум пять новых «игрушек» в диапазоне от улучшенных пушек до более качественных ботинок.
Death Stranding 2: On the Beach
Геймплей при этом хоть и сохранил прежнюю суть, но стал более разнообразным. Чувствуется, что Кодзима вдохновлялся собственными прошлыми играми, в частности серией Metal Gear Solid: многие бои теперь можно пройти скрытно или попросту миновать опасные зоны, а вариативности прохождения заданий позавидуют многие. Даже, казалось бы, рядовое приключение, в котором нужно вынести ресурсы с базы противника, можно обернуть совершенно по-разному. Кто-то издалека устранит опасности с помощью снайперской винтовки, кто-то прокрадется в стан врага и сворует нужное, никого не потревожив, а кто-то пойдет в лобовую атаку. Каждый вариант по-своему привлекателен, и, что не менее важно, никто не мешает совмещать методы прохождения: можно начать с нескольких метких выстрелов на расстоянии, после чего прокрасться и устроить диверсию уже изнутри, атакуя отдельных врагов.
К финалу арсенал неприлично разрастается: появляются возможности вроде ковровой бомбардировки, метательной взрывчатки, обстрела БТ-охотниками или, например, резиновой пиццы для ближнего боя. Некоторые из подобных предметов еще нужно получить, выполняя не только основные, но и дополнительные задания. Последних здесь несколько сотен — скучать точно будет некогда.
Подставленное плечо
Кроме боев и доставки грузов важной составляющей по-прежнему остается строительство и непрямой мультиплеер. В зонах, в которых уже протянута хиральная сеть, Сэм может возводить различные постройки, от почтовых ящиков до полноценных автомагистралей и шахт. Многие подобные вещи, вроде укрытий от дождя или сторожевых вышек, создаются легко, достаточно иметь портативный хиральный конструктор, однако более сложные базы и мосты требуют дополнительных ресурсов. То же касается дорог и монорельса, причем в последних двух случаях ресурсов требуется куда больше, и не всегда их так уж просто достать в нужном количестве. На помощь приходит вышеупомянутый мультиплеер: в игре нет прямого взаимодействия с другими игроками в привычном виде, но постройки на карте создаются как бы совместно. Это было в первой части и без изменений перекочевало и во вторую.
Death Stranding 2: On the Beach
Строить вместе на удивление увлекательно: спустя какое-то время игрок с большой вероятностью найдет несколько пользователей, с которыми будет обмениваться чаще других. На это работает местная система лайков: полюбившиеся или просто полезные постройки можно (и нужно) отмечать, что отображается в отдельной шкале. Количество лайков как таковое не то чтобы на что-то влияет, в этом плане Death Stranding 2 точно повторяет жизнь — практической пользы ждать не стоит, но свой дофамин получить вполне реально.
Тонкости доставки
Многие аспекты оригинальной игры претерпели незначительные изменения, которые тем не менее выливаются в куда более целостный опыт, от которого трудно оторваться. Нередко можно поймать себя на том, что в процессе выполнения одного сюжетного задания маршрут простраивается таким образом, чтобы попутно зацепить еще пару-тройку дополнительных заказов. Во многом за это стоит благодарить именно выросшую вариативность: игрок волен подобрать развлечение по вкусу в любой момент. Даже простейшая доставка то и дело оказывается не такой уж простой — в дело идут погодные условия, особенности рельефа и нюансы вроде необходимости соблюдения температурного режима или горизонтального положения груза.
Death Stranding 2: On the Beach
Ситуация с погодой в сравнении с первой частью стала куда более комплексной. Если раньше мешать Сэму могли разве что дожди, то теперь на карте происходят паводки, размывающие реки, землетрясения, способные пошатнуть баланс героя или вовсе привести к сходу лавин в горах, а также пожары и другие катаклизмы. Все это вносит долю разнообразия и зачастую заставляет перестраивать планы на ходу: разлившиеся реки могут мешать доставке привычным маршрутом, а землетрясения — повредить грузы при неправильной транспортировке.
К этому добавляются и непосредственные способы доставки. Никто не мешает делать это по старинке, неся вес на спине, однако куда проще во многих случаях воспользоваться, например, трициклом или грузовиком. Со временем к этому добавятся и совсем уж экзотические средства передвижения вроде гроба с реактивным двигателем — к слову, отлично преодолевает водные препятствия, но, увы, не работает без хиральной связи.
Лоскутное одеяло
Из вышесказанного понятно, что играть в Death Stranding 2 весело: на протяжении всего прохождения постоянно появляется что-то новое, чтобы игроку попросту некогда было скучать. Но все знают, что игры Хидэо Кодзимы традиционно любят не за это, а за невероятные истории. Чтобы поговорить об этом аспекте в полной мере, придется зайти на территорию спойлеров — имейте в виду при дальнейшем чтении.
Death Stranding 2: On the Beach
Оригинальная Death Stranding отправляла Сэма в путешествие с четкой целью: он не просто объединял Америку, а пытался достичь восточного побережья, где его ждала Амелия, единственный живой родственник. В своем путешествии Сэм успевал обзавестись друзьями, осознать важность человеческих связей и, что самое главное, по-настоящему полюбить — ББ, что всю игру был с курьером, в конечном счете «рождался» из искусственной утробы. Это было логичное и интересное завершение истории. Которое в сиквеле решили рассмотреть под необычным углом.
Один из заказов Сэму приходится доставить в «Материнство» — закрытую общину, где оберегают беременных женщин от нападок мужчин. Многие из них подвержены пролонгированной беременности: в мире Death Stranding время нередко течет иначе, и у многих будущих матерей время в утробе остановилось, из-за чего привычный срок в девять месяцев работает далеко не всегда. Сэм при этом стал первым мужчиной, которого пустили внутрь, так как… глава общины, прозванная Доктором, приравнивает опыт «вынашивания» ББ к реальным родам. Подход, мягко говоря, удивляет.
История при этом глобально хоть и сохранила фирменное безумие Кодзимы (вставить в сюжет мехапризраков с оружием в виде электрогитары? Легко!), но местами откровенно рушится под весом роялей в кустах. Количество удачных совпадений зашкаливает: почти все случайные встречи оказываются не такими уж случайными, а некоторые из судьбоносных стычек происходили словно по волшебству. Более того, Сэм, отправившийся исследовать Австралию, с завидной регулярностью встречает там не новых людей, а тех, с кем уже сталкивался в Америке, причем речь не только о ключевых для истории персонажах. Местами закрывать на подобное глаза, мягко говоря, непросто — кредит доверия попросту теряется.
Death Stranding 2: On the Beach
Бонусом идут многочисленные сюжетные дыры, многие из которых откровенно удивляют: персонажи странно взаимодействуют друг с другом, забывают или вспоминают важные детали задним числом, а иногда умудряются «телепатически общаться» — объяснить передачу информации в отдельных случаях как-то иначе попросту невозможно.
Наконец, вишенка на торте — вездесущая вторичность происходящего. Сюжетные твисты местами чуть ли не покадрово взяты из других произведений. Что-то Кодзима взял из своих же игр (есть сцены из четвертой и пятой Metal Gear Solid), что-то подсмотрел из кино и даже манги — в одном из эпизодов Сэм «косплеит» героя «Огненного кулака» Тацуки Фудзимото. Да, подобное встречалось и раньше, но в прошлых работах Кодзима старался переиначивать сцены и делать их своими, а не слепо копировать.
Death Stranding 2 пытается добиться слишком многого сразу, и мало в чем ей это удается. Геймплейная новизна осталась в первой части, новые детали мира уступают старым, а история трещит под весом спорных решений. Неудачной игру при этом не назвать: это все еще очень авторский и по-своему уникальный проект, аналогов которому толком и не найти. Просто чуда второй раз уже не случилось: новизна ушла, подсветив многочисленные недостатки, которые можно было не заметить в первой игре.