
Отличный оригинал, странное переиздание.
Во времена, когда PSP была в России крайне желанным артефактом, игры на нее были чем-то сродни изысканных деликатесов, которые больше нигде не достать. Killzone: Liberation, Daxter, Metal Gear Solid: Portable Ops — эти и многие другие игры так и остались в пределах портативной консоли. И вот один из главных эксклюзивов PSP, дилогия Patapon (почему-то без третьей части), выходит на ПК, PS5 и Nintendo Switch. О версии на последней платформе и пойдет речь.
Когда-то гордый народец глазиков на ножках, они же патапоны, был могущественен и непоколебим. Но та эпоха прошла, власть над континентом захватили злобные красноглазые зигатоны, заключившие своих соперников в рекреации в долине Пата-Та, а боги, казалось, покинули их. Так бы они, бедные, и прозябали, если бы однажды храбрый знаменосец Хатапон, всю свою жизнь не терявший веры и хранивший легендарный магический барабан Пон, не пробудил древнее божество и не вручил ему — игроку — тот самый барабан. Теперь вам предстоит возродить в патапонах веру в самих себя, победить зигатонов и отправить свой народ навстречу Крайземелью, где находится священный объект Оно.
Мы берем под свое командование отряд патапонов, которые должны пройти слева направо небольшой уровень, наполненный препятствиями и врагами. Напрямую командовать ими нельзя, но у нас есть тот самый барабан Пон, а впоследствии к ним добавляются еще три — Пата, Чака и Дон. Каждый привязан к определенной кнопке геймпада: нажимая их в определенной последовательности (и соблюдая ритм, который постоянно звучит фоном), мы передаем команды подчиненным. Например, «настучав» в нужном ритме «пата-пата-пата-пон», вы заставите их двигаться, а при помощи «пон-пон-пата-пон» — атаковать. В дальнейшем список команд станет весьма широким — шесть в первой части и девять во второй, — но запомнить их все не составит большого труда. Важнее научиться пользоваться каждой и вовремя между ними переключаться.
В Patapon основой всего являются комбо: если вы будете делать все правильно, глазастики войдут в режим «жара» (буквально — fever) и начнут действовать особенно эффективно. Так вы проходите уровень за уровнем, добываете ресурсы, из которых создаете новое оружие, броню и самих патапонов, сражаетесь с вражескими солдатами и боссами и играете в мини-игру с поющим деревом (не спрашивайте). Микроменеджмент перед каждым уровнем — важнейшая часть, ведь если на уровне вас ждут юркие и быстрые враги, атакующие издалека, брать на задание медлительных «танков» декапонов неблагоразумно. Также за местную валюту вы сможете призывать героев — уникальных юнитов, способных изменить ход битвы. Наконец, на некоторые уровни надо захватить с собой особенно мощные «силы» вроде вызова дождя в раскаленной пустыне.
Простор для планирования тут огромный, а сама игра лишь поначалу кажется простой и понятной. На более поздних уровнях тактику приходится просчитывать буквально до каждой мелочи, вплоть до вопросов, оснастить ли патапонов копьями получше или сэкономить для создания более мощных юнитов. Процесс затягивает: с каждым новым видом войск, вооружением, комбинацией барабанов и типом врагов аппетиты игрока разрастаются, попробовать и увидеть в действии хочется абсолютно все. Иногда, правда, приходится отвлекаться на добычу ресурсов на охоте.
А вот чего в ней не было — так это проблем с задержкой, которые есть (и порой очень ощутимы!) в версии для Switch и, говорят, в версии для ПК тоже. Когда ты не «попадаешь» в комбо просто из-за того, что произошел «инпут лаг», и упускаешь инициативу — это невероятно бесит. Также не все в порядке с самим саунд-дизайном — а для ритм-игры это довольно серьезный минус. Во-первых, оригинальный саундтрек и звуковое сопровождение перезаписаны не очень качественно — от некоторых мелодий возникает ощущение, что вы слушаете их в качестве раза в полтора хуже, чем должно быть. Как будто вместо wav решили использовать mp3. Но куда важнее именно проблемы с задержкой звука — стоит признать, что они действительно есть, хотя, по опыту, все решается копанием в настройках, пускай и не до конца: из-за разницы в FPS в разные моменты игры, особенно когда на экране много объектов, задержка может быть весьма ощутимой. Это не критично, но внимание на себя обращает и вполне может кого-то раздражать и даже мешать полноценно наслаждаться игрой.
Однако в остальном Patapon 1+2 Replay получился в меру симпатичным ремастером, и это касается в первую очередь графики: стилизованная картинка с контрастными персонажами и яркими фонами смотрится на Switch отлично и в портативном режиме, и на экране телевизора в стационарном. Есть возможность выбора сложности, чего не было в оригинале, — в целом звучит довольно полезно, если учесть, что к финалу игра заставляет жонглировать множеством команд (плюс не стоит забывать о задержке звука). Все это служит неплохим поводом для того, чтобы познакомиться с одной из лучших игр для старенькой «портативки». Однако стоит сказать, что, в отличие от времен, когда она выходила на PSP, сейчас это не выглядит какой-то обязательной опцией. Ритм-игр за последние годы вышло достаточно много, чтобы можно было выбирать, а ремастер получился довольно-таки ленивым. Пон-пата-пон-пата!