
Британское шоу о торговле ураном, по зрелищности не уступающее чтению учебника по ядерной физике.
Контрабандист Макс (Алфи Аллен, Теон из «Игры престолов») вместе с напарником едут через алжирскую пустыню, чтобы обменять партию наркотиков на антикварные статуэтки. Но план срывается: машину обстреливают, и Макс оказывается в плену у джихадистов. Неожиданно один из боевиков (Шазад Латиф) убивает своих соратников и требует, чтобы Макс помог ему выбраться из пустыни. Тот соглашается, называет нового спутника Джей-Джеем (сокращённо от «Джихадист Джон» — отсылка для британской аудитории) и после ряда приключений отправляется на сделку. Во время обмена выясняется, что статуэтки — лишь маскировка: внутри спрятан уран, который при неправильной транспортировке может вступить в реакцию и устроить нехилый ядерный взрыв.
Во время просмотра трудно поверить, что на самом деле сериал — не выдумка начинающего сценариста, одержимого второстепенными боевиками девяностых и нулевых, а экранизация довольного пугающего нон-фикшена. В конце нулевых журналист Уильям Лангевише расследовал способы распространения ядерного оружия и попытку бедных стран пошатнуть атомную монополию государств первого мира. Выводы были неутешительные: черный рынок настолько прокачался, что при желании любой обеспеченный террорист сможет купить чертежи или раздобыть нужные технологии для обогащения урана. Проще говоря, ядерный терроризм — больше не страшилка, которой популисты и политики пугают пенсионеров, а вполне реальная угроза. Мировому сообществу нужно было адаптироваться к новой реальности и внимательнее следить за распространением компонентов.
Несмотря на обильную репрезентацию в кино, ядерная тема до сих пор кажется интригующей и во многом неизученной. Зрители чаще всего видят лишь сюжеты о спасении мира — чемоданчики с ядерными боеголовками и красные кнопки, тогда как реальные процессы вроде разработки и контрабанды технологий остаются за кадром. Создатели «Атомного» могли это исправить и сделать если не познавательный, то хотя бы в меру оригинальный сериал на избитую, но насущную тему. Вместо этого титанический труд Уильяма Лангевише лег в основу безликого телебоевика, который можно разве что обозвать блеклой копией поздних и скорее неудачных фильмов Гая Ричи — «Операции “Фортуна”» и «Министерства неджентльменских дел». Оба не могут похвастаться ни колкими диалогами, ни изобретательным экшеном.
Основа «Атомного» — отношения Макса и Джей-Джея, неожиданного дуэта героев, попавшего в передрягу. Первый — наивный и искренне верящий в силу любви семьянин, который занимается контрабандой, чтобы обеспечить возлюбленную. Второй — циничный и безжалостный наемник с мутным, но трагическим прошлым. Казалось бы, вполне рабочий контраст для бадди-муви, но динамика не выглядит убедительной. Словесные перепалки героев и ванлайнеры, брошенные в разгар куцых экшен-сцен, звучат так нелепо и отторгающе, что вдохнуть в них жизнь смогли бы лишь голливудские актеры со звериной харизмой вроде Джейсона Стэйтема. Аллен и Латиф — артисты намного более скромного диапазона, поэтому сюжет о простых ребятах, втянутых в смертельно опасную игру, трещит по швам и расклеивается в первом же эпизоде.
Не помогает сериалу и максимально хаотичный сюжет, в котором за пять эпизодов на зрителей скидывают тонну невнятной информации и сразу несколько сюжетных веток. Действие скачет между однотипными локациями Африки и Ближнего Востока (проблема в том, что весь сериал снимали в одной стране — Марокко), в повествование то и дело вплетаются флешбэки, а охоту на героев открывают новые злодеи — от горюющего мужчины и картеля до продажных полицейских и ЦРУ. В каждой серии герои попадают в западню вооруженных бандитов, но неизменно спасаются благодаря базовым приемам самообороны и уж совсем мультяшному насилию. Макс, например, использует новаторскую технику и просто кидает негодяю в лицо пистолет.
Шоу нередко напоминает лихорадочные сны, из которых давно пропала логика. Благо, сериал длится всего пять эпизодов. Не совсем понятно, то ли британская лаконичность в итоге спасла зрителей, то ли она сыграла с создателями злую шутку. Наверняка, распредели они сюжет на восемь серий, получилось бы намного более вменяемое зрелище. Впрочем, даже в нынешнем виде «Атомный» найдет своего зрителя — ценителя не оригинального или хотя бы логичного повествования, а постоянной динамики: каких-никаких мельтешений, перестрелок и погонь. Остальным же можно смело пропустить сериал, но по возможности посмотреть любопытный опенинг с 3D-модельками, скачущими под выдающуюся песню Bodysnatchers группы Radiohead. Грандиозности и эмоций в нем больше, чем в остальных пяти 45-минутных эпизодах.