Что посмотреть Раньше было лучше?
Калимба Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLrX8srFJz
Рецензии

Рецензия на сериал «Длинная тень» — триллер о поимке Йоркширского потрошителя

Редкая криминальная драма о маньяке, в которой на первом плане жертвы злодея.

Добавить в закладки

Трейлер

Утром 30 октября 1975 года в Лидсе было обнаружено тело Вилмы МакКен (Джемма Лори). Мать четверых детей по ночам была вынуждена заниматься секс-работой. Сначала убийца оглушил жертву тупым предметом, а затем зарезал. Тело Вилмы было найдено всего лишь в 100 метрах от родного дома. За расследование жестокого преступления берётся детектив Деннис Хобан (Тоби Джонс). Полицейскому приходится бороться с предрассудками коллег в отношении секс-работниц. Вскоре убийца наносит новый удар. В течение пяти лет Йоркширский потрошитель, как прозвала маньяка пресса, будет терроризировать окрестности Лидса, Брэдфорда и Манчестера, оставляя следователей в дураках.

Кэтрин Келли в роли Эмили Джэксон на кадре из сериала «Длинная тень»

Кэтрин Келли в роли Эмили Джэксон на кадре из сериала «Длинная тень»

Сценарий сериала Джордж КэйЧас» и «Мой безумный дневник») написал на основе опубликованной в 2003 году книги Майла Билтона «Невообразимое зло». Еще Кэй внимательно изучал материалы дела, интервью жертв и следователей, а также полицейские отчёты. Все серии снял Льюис Арнольд, работавший над «Десом» и «Убийством на пляже». Британский постановщик умеет работать как с шокирующе правдивым материалом, так и с историями о маньяках.

Каждый эпизод сериала предваряет титр, согласно которому шоу основано на реальных событиях, но некоторые персонажи были придуманы, а имена героев изменены. Авторы с чуткостью и вниманием относятся к жертвам Йоркширского маньяка и их родственникам. И хотя Питер Сатклифф орудовал почти 50 лет назад, злодеяния убийцы точно не забыты, а сериал могли увидеть близкие пострадавших от рук преступника.

Тоби Джонс в роли детектива Дэниса Хобана на кадре из сериала «Длинная тень»

Тоби Джонс в роли детектива Дэниса Хобана на кадре из сериала «Длинная тень»

Сегодня, в эпоху всплеска популярности тру-крайма как в игровом, так и в документальном формате, маньяки, может быть, не стали суперзвёздами, но чаще привлекают большее внимание, чем жертвы. Создатели фильмов и сериалов периодически с интересом следят за убийцей, пытаются разобраться в мотивах преступника, залезть в голову психопата. Профайлеры, конечно, нужны, но годятся ли на эту роль зрители и кинематографисты? Может, порой стоит признать, что на теле общества то и дело появляются гнойные нарывы в виде садистов, некрофилов и педофилов.

Авторы «Длинной тени» совершенно не хотят фокусировать внимание на убийце. В первых пяти эпизодах маньяк вовсе не появляется на экране, имя Йоркширского потрошителя остаётся неизвестным. Создателям не так важно, почему Питер Сатклифф вышел на охоту в Великобритании 1970-х, гораздо интереснее представить портрет эпохи, когда всё это стало возможно. В шоу зрителям предъявляют страну в состоянии глубокого экономического кризиса. Неясно, что там в Лондоне, но в Лидсе, Брэдфорде, Манчестере и других рабочих городах женщины вынуждены заниматься секс-работой, чтобы подарить детям на Рождество подарки или даже банально заполнить холодильник едой.

В каждом эпизоде мы видим настоящую трагедию новой жертвы. Особенно запоминается судьба Ирен Ричардсон (Молли Веверс). Молодая женщина в течение нескольких месяцев безуспешно пыталась устроиться к богачам няней или горничной, но снова и снова получала отказ. Секс-работа в сериале показана с пугающей реалистичностью, это крайняя мера, отчаянный шаг. Даже когда выходящие на улицу по ночам в броской одежде девушки узнают из газет и из телепередач о жестокости Йоркширского маньяка, кто-то уезжает, а кто-то продолжает торговать собой за мятую пятифунтовую бумажку. Смертельно опасную работу не бросить, альтернатива — голод. Авторы с огромным состраданием относятся к несчастным жертвам, жизнь которых, по-видимому, была бесконечной борьбой за выживание.

Кэтрин Келли в роли Эмили Джэксон на кадре из сериала «Длинная тень»

Кэтрин Келли в роли Эмили Джэксон на кадре из сериала «Длинная тень»

Другая важная тема сериала — бессилие полиции, отсталые методы расследования и чудовищное отношение к низшим социальным слоям. Раз маньяк убивает только секс-работниц, то к делу можно относиться спустя рукава. До женщин всё равно никому нет дела, да и наверняка «сами виноваты». Одного сыщика убирают, приходит другой, зрители могут даже не запомнить имён всех детективов. Каждый раз новый следователь с охотой и рвением берется за дело Йоркширского маньяка, но на смену энтузиазму приходят злоба и бессилие. Улик нет, подозреваемых тоже, в гневе приходится разве что пытаться выбить признание из относительно подходящего по профилю таксиста. «Длинная тень» подкупает почти что документальной фиксацией хода расследования, дотошностью. Никакие зацепки не падают полицейским с неба, а маленькие прорывы кажутся стечением обстоятельств и всего лишь удачей. Неопытные в подобных кейсах сыщики то отметают не очень попадающие под метод убийцы случаи, то отказываются слушать выживших женщин, то тратят время на дурацкие теории.

«Длинная тень», пожалуй, к середине сезона может несколько утомить монотонностью. Проект трудно назвать захватывающим триллером, скорее это сериал на стыке социальной драмы и криминальной истории. Несовершенство работы органов и личные трагедии жертв здесь важнее кровавых эпизодов. Из уважения к потерпевшим насилие вообще вынесено за пределы экрана, никакой излишней зрелищности, только суровая правда и констатация зачастую шокирующих фактов. Среда порождает чудовищ, а опыт, эмпатия и внимание к деталям следователей могут спасти не одну жизнь. Пример Йоркширского маньяка нагляден.

Текст: Максим Ершов
1 комментарий
А
Очень реалистичная криминальная драма в лучших традициях британского ТВ. Многие сцены очень травматично смотреть, но как правильно замечено "Авторы с чуткостью и вниманием относятся к жертвам Йоркширского маньяка и их родственникам".
Это отличает сериал от ему подобных, часто не выдерживающих нужный тон и переходящих к откровенному смакованию насилия и жестокости...
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?