Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
В последние годы на больших и малых экранах появляется все больше ремейков и сиквелов всенародно любимой классики, что само по себе неудивительно — ведь инициатива исходит от Министерства просвещения. Основная цель таких фильмов — сохранение исторической ценности и формирование чувства патриотизма у зрителей, которые родились после распада СССР. Удалось ли кинематографистам справиться с задачей — вопрос дискуссионный. Ряд советских ремейков способен порадовать, остальные могут лишь разочаровать. В нашем материале собрано восемь самых обсуждаемых «перезапусков» последних лет: от «Иронии судьбы, или С легким паром!» до «Иван Васильевич меняет все!».
Оскароносная двухчасовая драма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — редкое советское кино, которое действительно нуждалось в некоем современном переосмыслении. Образ «идеального мужчины» Гоши-Гоги-Жоры (Алексей Баталов) давно растерял свою актуальность, как и расхожий стереотип о том, что провинциалки переезжают в Москву, чтобы удачно выйти замуж.
Многосерийная музыкальная драма режиссера «Горько!» и «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова — не сколько ремейк, сколько продолжение фильма Меньшова, на этот раз знакомый сюжет разворачивается в нулевых. Главные героини — тихоня Ксюша (Тина Стоилкович), разбитная Маша (Мария Камова, или Маш Милаш), трудолюбивая Оля (Анастасия Талызина) — приезжают в Москву с абсолютно разными целями и ожиданиями. Ксюша вместе с сыном сбегает от мужа-абьюзера, Маша мечтает стать звездой телевидения, а Оля — выучиться на врача. Судьба каждой девушки складывается не так, как планировалось. Однако ни одна из них не теряет надежды на лучшее будущее. Помимо привычных сюжетных тропов «Все только начинается» предлагает неразбавленную атмосферу нулевых и несколько красиво поставленных музыкальных сцен, явно вдохновленных второй частью «Льда». Зрители сериал приняли прохладно, критиков смутила нескладность и карикатурность главных героинь. Очевидно, переосмысление не удалось.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова — традиционное новогоднее кино, в котором случайности не случайны, а чувства рождаются вместе с боем курантов. Как и «Москва слезам не верит», трагикомедию Рязанова сложно воспринимать через призму современности — советская эпоха ушла, а вместе с ней вера в правдоподобность изложенных на экране событий. Главный герой, москвич Женя Лукашин (Андрей Мягков) неоднократно подвергался критике за инфантильность и пьянство, в успех его спонтанных отношений с петербурженкой Надей (Барбара Брыльска) мало кто верил.
Продолжение «Иронии судьбы», снятое светочем российского кинопрома Тимуром Бекмамбетовым («Ночной дозор»), едва ли унаследовало очарование оригинала. Действие фильма также перенесли в нулевые, в центре сюжета на этот раз оказались дети главных героев — Костя (Константин Хабенский) и названная в честь мамы Надя (Елизавета Боярская). По мере развития событий становится понятно, что Надя и Женя из советской версии фильма так и не решились остаться вместе: первая вышла замуж за Ипполита (Юрий Яковлев), а второй женился на Галине (Ольга Науменко). Теперь Косте и Наде необходимо исправить родительские ошибки. Многим такая вольная интерпретация финала знакомой истории пришлась не по вкусу, тем более что фильм Бекмамбетова ее не особо оправдывает — «Ирония судьбы. Продолжение» усиленно цитирует оригинал, не оставляя пространства для воображения. И, что самое важное, исправляет ошибки исключительно номинально.
«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая — еще одна советская классика, без которой сложно представить празднование Нового года. Научно-фантастическая комедия об инженере-изобретателе Шурике (Александр Демьяненко), случайно открывшем портал в XVI век, — настоящий кладезь мемов, шуток и цитат, которые сложно испортить временем. И все же технический потенциал 70-х годов едва ли способен соперничать с визуальными эффектами 20-х годов — ремейк фильма казался хотя бы частично обоснованной идеей.
«Иван Васильевич меняет все!» Михаила Семичева и Романа Кима сложно назвать полноценным переосмыслением, это скорее классический «голубой огонек» от ТНТ. Уже несколько лет такими новогодними пародиями канал зазывает к себе рекордное число зрителей. В новом «Иване Васильевиче» Шурик (Демис Карибидис) и самый грозный русский царь (Тимур Батрутдинов) плутают по разным историческим эпохам из-за барахлящего VPN, который не дает им добраться до XVI века. В фильме несметное количество звездных камео (Гоша Куценко, Павел Воля, Ольга Бузова, Павел Деревянко, Ваня Дмитриенко), музыкальных номеров и шуток с отсутствующим смыслом. Идеальный вариант для шумного застолья, но не более.
«Экипаж» режиссера Александра Митты традиционно считается первым советским фильмом-катастрофой, который поражал размахом и зрелищностью. Картина состоит из двух частей, довольно полярных по жанру: в первой зрителей знакомят с героями, устанавливая эмоциональную связь; а во второй — ставят перед лицом неминуемой трагедии. Одна из основных проблем оригинального «Экипажа», который, без сомнения, остается культурным памятником отечественного кино, его очевидная нереалистичность — со временем она лишь больше бросалась в глаза. Идея ремейка выглядела закономерной и логичной. Здесь важно отметить, что режиссер Николай Лебедев («Змеиный источник») не считает «Экипаж» 2016 года ремейком, несмотря на несколько схожих сюжетных ходов с первоисточником.
Главный герой — молодой летчик Алексей Гущин (Данила Козловский), которого выгоняют из военной авиации из-за сложного характера. Он устраивается на работу в гражданскую авиацию, где попадает под руководство более опытного пилота, который смог разглядеть в Гущине талант. Когда самолет оказывается на грани катастрофы, Гущин делает все возможное, чтобы спасти пассажиров и экипаж. «Экипаж» Лебедева был снят как классический голливудский блокбастер — с использованием новейшего технического оборудования, в том числе камер IMAX, пестрым звездным составом (Владимир Машков, Елена Яковлева, Алена Бабенко) и максимальным количеством спецэффектов, особенно всем запомнилась сверкающая гроза. Едва ли новый «Экипаж» сравним с величием старого, однако назвать это кино пародией или халтурой точно сложно.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — обаятельная приключенческая комедия Леонида Гайдая, которая с момента выхода в 1966 году вошла в золотой фонд советский классики. По традиции главным героем фильма Гайдая выступил любопытный интеллектуал Шурик (Александр Демьяненко), который отправляется на Кавказ, где находит любовь (Наталья Варлей) и сплошные неприятности. «Кавказская пленница» — истинное кино своего времени, которое в полной мере передает быт и нравы Советского Союза, снимать на него ремейк — дело неблагодарное и заведомо провальное.
Неудивительно, что новая «Кавказская пленница!» от режиссера Максима Воронкова («Искатели приключений») не понравилась примерно никому — фильм разнесли как критики, так и обычные зрители. «Кавказская пленница!» похожа на плохую пародию на легендарный оригинал, где все снято точно так же, только значительно хуже. Особенно странным кажется решение привлечь на главную роль Дмитрия Шаракоиса из «Интернов», а затем переозвучить его голосом Сергея Бурунова. Любимые сцены первоисточника в новой «Кавказской пленнице!» кажутся непреднамеренно пошлыми и, как правило, абсолютно несмешными. Получить удовольствие при просмотре практически невозможно — Воронков не просто снял плохой ремейк, он умудрился потоптаться на наследии Гайдая.
Прошлогодняя музыкальная сказка Ильи Учителя — live-action ремейк одноименного мультфильма Гарри Бардина 1979 года, который, в свою очередь, является свободной экранизацией русской народной сказки. Действие «Летучего корабля» разворачивается в вымышленном королевстве. Царевна Забава (Ксения Трейстер) по велению отца (Леонид Ярмольник) вынуждена выйти замуж за меркантильного и злого дворянина Полкана (Фёдор Добронравов). Однако сердце девушки уже занято простым матросом Иваном (Александр Метёлкин), который тем не менее не может предложить ей ничего кроме бескорыстной любви. В то время как у Полкана есть и золото, и статус. В поисках выхода из сложной ситуации Иван отправляется в волшебный лес, где решает построить летучий корабль, чтобы сбежать с Забавой из царства.
Новый «Летучий корабль» поражает масштабом костюмов и декораций — всего для фильма было сшито более 1500 нарядов. Однако сценарий фильма и режиссура откровенно хромают, претензии на авторскую мысль — как и в большинстве ремейков советской классики — тут также нет. Создатели неловко пытаются подогнать классику под новое мироустройство, превращая Полкана в хитрого князя-иностранца со злокозненными мотивами, но выглядит это слишком неубедительно. Как мюзикл «Летучий корабль» тоже не работает — оригинальные песни перепеты неудачно, а хореографии просто нет. Для семейного просмотра большинство зрителей отдадут предпочтение старенькому, но душевному оригиналу.
«100 лет тому вперед» Александра Андрющенко является одновременно и новой экранизацией одноименной повести Кира Булычёва, и ремейком пятисерийного телевизионного фильма «Гостья из будущего», вышедшего в 1985 году. Сюжет оригинального сериала разворачивался в 1984 и 2084 годах, ремейка — в 2024-м и 2124- м соответственно. На фоне простых советских школьников из «Гостьи из будущего» новые Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) и Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) выглядят более взрослыми и разумными. По сюжету Коля живет в современной Москве, а Алиса — в далеком будущем. Но прошлое не отпускает девушку — она разыскивает мать, которая пропала во время борьбы с космическими пиратами. Однажды Алиса встречает Колю, и вместе герои отправляются на поиски приключений.
Андрющенко явно снимал «100 лет тому вперед» с ориентацией на современную подростковую аудиторию: в фильме много молодежного слэнга, отсылок к современной поп-культуре, даже рэпа! При этом сказать, что ремейк покорил российских зуммеров, сложно — при бюджете в 900 миллионов рублей «100 лет тому вперед» собрал чуть более миллиарда. Возможно, главная проблема фильма в том, что он слишком часто жертвует идентичностью оригинала ради того, чтобы выглядеть остроумно и актуально. Впрочем, назвать «100 лет тому вперед» откровенным провалом тоже нельзя. Возможно, это тот самый вариант нейтрального ремейка, который не возвышается над первоисточником, но и не обесценивает его, существуя в какой-то своей параллельной вселенной.
Режиссерский дебют Владимира Меньшова «Розыгрыш» — драма о группе старшеклассников, которые решили обмануть учительницу математики, чтобы избежать контрольной, но в итоге поплатились. Кино, на первый взгляд обыденное, в конце 70-х годов казалось настоящим откровением на фоне многочисленных сюжетов о доблестных и честных пионерах. В «Розыгрыше» школьники — подлые и жестокие, жалостливые и трогательные, открытые и честные — в общем, куда более похожие на настоящих людей. Фильм Меньшова стал прорывом для множества начинающих актеров, например, Дмитрия Харатьяна. Сценарист Семен Лунгин смог возродить тему, которая на тот момент казалось исчерпанной, предложив небанальный взгляд на взаимоотношения подростков.
Одноименный ремейк Андрея Кудиненко («Кадетство»), вышедший в 2008 году, был спродюсирован Павлом Лунгиным, сыном Семена Лунгина. Возможно, именно по этой причине новый «Розыгрыш» получился не калькой советской классики, а вполне самостоятельным фильмом с запоминающимися персонажами и трогательной любовной линией. Ничуть не хуже первоисточника. Впрочем, кино можно случайно спутать с концертом рэпера Noize Mc* (настоящее имя Иван Алексеев, *внесен Минюстом в реестр иноагентов). В кадре звучит множество его песен: от «Мое море» до «Давай приколемся». В новом «Розыгрыше» также снялись Мария Горбань и Дмитрий Дюжев, а Дмитрий Харатьян исполнил роль родителя одного из детей.
Мне бы в небо: почему «Авиатор» — разочаровывающая экранизация романа Водолазкина?
21 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
21 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на третий сезон «Метода»: зачем вернулся Меглин?
20 ноября / Текст: Максим Ершов
Северный свет Ренате Реинсве: что мы знаем о звезде «Сентиментальной ценности»?
20 ноября / Текст: Яна Телова
Бенедикт Камбербэтч жил с монахами! И еще 6 фактов, которые вы не знали об актере
20 ноября / Текст: Ная Гусева
У нее были ноги, и она пинала ими Голливуд: почему Роуз Бирн заслуживает признания прямо сейчас?
19 ноября / Текст: Карина Назарова
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).