Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг главных ролей Мэтта Дэймона — от худшей к лучшей

Мэтту Дэймону — 51!

Добавить в закладки
Рейтинг главных ролей Мэтта Дэймона — от худшей к лучшей

Вечно юный борец за справедливость и просто хороший парень из дома по соседству Мэтт в этом году уже представил две премьеры на главных европейских фестивалях: «Тихий омут» в Каннах и «Последнюю дуэль» в Венеции. Обе роли стали одними из самых значимых в фильмографии артиста (и та и другая с наградным потенциалом). И если работяга Билл, который готов мир перевернуть ради дочери, — привычное амплуа для Мэтта, то Ридли Скотт обнажает изнанку благородства его персонажа рыцаря Жана де Карружа. В честь дня рождения актёра рассказываем не только об этих картинах, которые мы очень ждём в нашем прокате, но и вспоминаем другие яркие роли Дэймона по порядку — от худшей к лучшей.

16-е место

Мэтт Дэймон в роли Донни на кадре из фильма «Евротур»

Мэтт Дэймон в роли Донни на кадре из фильма «Евротур»

Не последнее место в рейтинге, а просто камео, заслуживающее отдельного упоминания, без которого эта подборка не могла бы считаться полной. В культовой молодёжной комедии нулевых Мэтт Дэймон сыграл главного мерзавца: ультрамаскулинного музыканта, который развлекался с девушкой несчастного Скотта в фургоне каждое воскресенье. Всего одна сцена, но Мэтт Дэймон так гармонично вписался в состав группы Lustra, что каждый раз грустно от того, как быстро она заканчивается. Артисту, который почти всегда играет хороших парней, ужасно к лицу хулиганская рокерская поза, татуировки и крики в микрофон даже на маленькой сцене. Будем считать, что день рождения Дэймона — отличный повод пересмотреть если не весь фильм, тот как минимум этот эпизод и потом ещё несколько дней напевать: Scotty Doesn’t Know!

15-е место

Мэтт Дэймон в роли Вильгельма на кадре из фильма «Братья Гримм»

Мэтт Дэймон в роли Вильгельма на кадре из фильма «Братья Гримм»

Мрачная сказка Терри Гиллиама в центр сюжета поместила тех, кто обычно остаётся в книжках на полях, — авторов детских историй братьев Гримм. О биографии речи и не идёт: это эксцентричная и гротескная фантазия о том, как удивительная жизнь стала текстом. Сказочники предстают шарлатанами, охочими до приключений и выгоды. В этом дуэте Мэтт Дэймон занял позицию голоса разума, в то время как Хит Леджер взял на себя сентиментальное волшебство. Вот и рассматривать их по отдельности не получается: если бы этот братский союз родился в кино сегодня, то проект был бы обречен на множественные сиквелы или не один сезон сериала. И вполне заслуженно: братья Гримм Дэймона и Леджера — искатели приключений в старомодном ключе, и за ними хочется отправиться в логово любой ведьмы.

14-е место

Мэтт Дэймон в роли Лайнуса на кадре из фильма «Одиннадцать друзей Оушена»

Мэтт Дэймон в роли Лайнуса на кадре из фильма «Одиннадцать друзей Оушена»

В культовом heist movie Стивена Содерберга настолько звёздный состав, что за ним легко потеряться: тут и Брэд Питт, и Джордж Клуни, и Джулия Робертс, в общем, весь свет Голливуда начала нулевых. Мэтт Дэймон играет здесь вора-карманника Лайнуса, которого Оушен в свою команду вербует последним, — он будет ключевым винтиком в дерзком ограблении казино. Роль у актёра, в общем-то, несложная, и что-то похожее он много раз играл позднее. Но, вероятно, именно этот фильм окончательно закрепил за ним статус голливудской звезды: если уж ты умудряешься выделяться на таком ослепительном фоне, тебе ничего в этой индустрии не страшно.

13-е место

Мэтт Дэймон в роли ЛаБафа на кадре из фильма «Железная хватка»

Мэтт Дэймон в роли ЛаБафа на кадре из фильма «Железная хватка»

В ремейке классического вестерна от братьев Коэн Дэймон играет ЛаБифа — техасского рейнджера, который помогает главным героям поймать Тома Чейни, убийцу и отмороженного главаря преступной банды. Он вроде бы классический ковбой, суровый и консервативный, но не так прост, как кажется. Мэтт Дэймон находит в своём герое неожиданное второе дно, какую-то нежную уязвимость, которая никак не даст назвать ЛаБифа «просто» рейнджером. В фильме о том, что «настоящее мужество» может быть совсем не таким, каким его привыкли видеть, его герой — одно из главных тому подтверждений.

12-е место

Мэтт Дэймон в роли Локи на кадре из фильма «Догма»

Мэтт Дэймон в роли Локи на кадре из фильма «Догма»

В «Догме» Дэймон на пару со своим близким другом Беном Аффлеком играют изгнанных на землю библейских ангелов, которые находят неувязку в Священном Писании и хотят с помощью неё вернуться в рай. В сатирической комедии Кевина Смита у Мэтта необычная роль: он тут выступает в роли неочевидного антагониста, вроде бы неплохого героя, но вечно находящегося на грани срыва — и в конце концов этот рубеж переступающего. Нечасто мы видим, как Дэймон на экране рвёт людей на части, и как минимум за это Смиту спасибо.

11-е место

Мэтт Дэймон в роли рядового Райана на кадре из фильма «Спасти рядового Райана»

Мэтт Дэймон в роли рядового Райана на кадре из фильма «Спасти рядового Райана»

Об этом легко забыть, но в великой военной драме Стивена Спилберга Дэймон играет как раз таки того самого рядового Райана, ради которого отряд героя Тома Хэнкса отправляется на самоубийственную миссию. У него не очень большая роль, и появляется Мэтт только ближе к финалу, но зато именно на его плечи сваливается весь трогательный символизм фильма. Он играет не просто какого-то Райана, а всех Райанов сразу — да и Джеймсов, Джонов и, что там, Иванов тоже. Его герой — солдат «в вакууме», безымянный герой, которому Спилберг дарит конкретное лицо и историю: его ждут дома, братья погибли, теперь ему никак нельзя умирать. Дэймону в принципе очень подходит амплуа «обычного хорошего парня», и здесь он, что неудивительно, идеально вписывается в роль.

10-е место

Мэтт Дэймон в роли Кэролла Шелби на кадре из фильма «Ford против Ferrari»

Мэтт Дэймон в роли Кэролла Шелби на кадре из фильма «Ford против Ferrari»

В «Ford против Ferrari» Дэймону пришлось непросто: его партнёром стал Кристиан Бэйл, в очередной раз изменивший свою внешность. Именно к нему было приковано все внимание зрителей: сутулость, выдвинутая челюсть… в общем, очередные метаморфозы. Дэймон же снова на отлично продемонстрировал то, что ему удается лучше всего: он сыграл человека, который заглянул в глаза американской мечте, Кэрролла Шелби. Несмотря на то что картина Джеймса Мэнголда претендует на статус байопика, дело не в том, как Дэймон перенял манеры поведения, осанку или выражение лица прототипа, а в дьявольском огне в глазах, воле к победе и в чём-то неуловимом в образе, что заставляет поверить, что всё возможно на любых скоростях.

9-е место

Мэтт Дэймон в роли Митча на кадре из фильма «Заражение»

Мэтт Дэймон в роли Митча на кадре из фильма «Заражение»

В эпоху локдауна фильм Стивена Содерберга обрёл вторую жизнь и статус пророчества: его пересматривали все и разбирали по сценам. Как и в прочих картинах режиссёра, здесь сложно выделить главного героя, но персонаж Мэтта Дэймона стоит среди прочих особняком: вирус ему не страшен из-за врожденного иммунитета — каждый из нас мечтает оказаться на его месте. Митч при этом типичный хороший парень, жена которого стала нулевой пациенткой, и теперь всеми силами ему надо оградить дочь от болезни. Надо сказать, что это амплуа для Дэймона самое органичное: мужчина, вооруженный высокими моральными принципами и Конституций Штатов, который готов на всё ради своей семьи. Но особенно запоминается сцена, в которой Митчу сообщают о смерти супруги, именно в этом эпизоде Дэймон зубодробительно хорош — сложно не разделить боль его утраты.

8-е место

Мэтт Дэймон в роли Билла на кадре из фильма «Тихий Омут»

Мэтт Дэймон в роли Билла на кадре из фильма «Тихий Омут»

Можно считать, что в «Тихом омуте» Мэтт довёл до идеала сопровождающий его на карьерном пути образ хорошего парня, ставящего на первое место благополучие собственной семьи. Работяга Билл приезжает в Марсель навестить дочь в тюрьме: осуждена она, конечно, несправедливо, и внезапно появляется зацепка, способная помочь найти настоящего виновного. Отец берёт расследование в свои руки, когда все прочие инстанции отказались пойти навстречу.

Режиссёром и сценаристом картины стал Том МакКарти, автор оскароносного «В центре внимания», в основе сюжета вновь история реальная. Аманда Нокс — девушка, которая стала прототипом героини Эбигейл Брейслин, — назвала своего отца вдохновляющей фигурой. Пожалуй, это именно то, что перенял Дэймон: не зная ни французского языка, ни юридических проволочек, он делает всё возможное ради своей дочери, потому что не может иначе. За счёт игры Дэймона от фильма невозможно оторваться: большой подвиг маленького человека.

7-е место

Мэтт Дэймон в роли Марка на кадре из фильма «Информатор!»

Мэтт Дэймон в роли Марка на кадре из фильма «Информатор!»

После «Оушенов» Мэтт Дэймон ещё не раз играл у Содерберга — например, в «Информаторе», чёрной комедии о реальном человеке Марке Уитекере, докторе философии, в 90-х ставшем информатором ФБР и раскрывшем большой заговор агропромышленных компаний. Но при этом, вероятно, обманувшем правительство и заработавшем кучу денег на своей глобальной афере. Содерберг показывает историю через оптику самого Уитекера, ненадёжного рассказчика, которого прекрасно играет Дэймон, — он то ли симпатичный неудачник, то ли хитрый махинатор, то ли всё это вместе и ещё что-то сверху. Фильм, к сожалению, не добился особой популярности, и зря: его стоит посмотреть хотя бы ради сложнейшего перформанса Мэтта, ради фильма, кстати, набравшего 15 килограммов (как тебе такое, Кристиан Бэйл?).

6-е место

Мэтт Дэймон в роли Колина на кадре из фильма «Отступники»

Мэтт Дэймон в роли Колина на кадре из фильма «Отступники»

В «Отступниках» Скорсезе сложно выделить кого-то одного — здесь целый ансамбль прекрасных актёров: от Леонардо ДиКаприо и великого Джека Николсона до самого Дэймона и Марка Уолберга в его лучшей роли в карьере. Мэтт тут играет одного из двух центральных персонажей — члена гангстерской группировки, успешно внедрившегося в полицию. Их экранное противостояние с ДиКаприо (тоже «крысой», но в обратную сторону) заряжает энергией весь фильм, к тому же нечасто «хорошему парню» Дэймону удаётся сыграть настолько скользкого и неоднозначного героя. Его финальную фразу «Ну и ладно» точно не забудет никто из посмотревших «Отступников» — отличный лаконичный финал истории о мире, где верить нельзя никому, даже самому себе.

5-е место

Мэтт Дэймон в роли Уилла на кадре из фильма «Умница Уилл Хантинг»

Мэтт Дэймон в роли Уилла на кадре из фильма «Умница Уилл Хантинг»

Будучи никому не известными актёрами, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон написали сценарий «Умницы Уилла Хантинга» и убедили продюсера Харви Вайнштейна, что они сами должны исполнить в нём роли. Собственно, Мэтту достался главный герой — оболтус и разгильдяй, работающий уборщиком в школе. И при этом — гениальный математик, о чьём даре почти никто не знает, а сам он относится к своим способностям легкомысленно. Сердце фильма — его диалоги с психологом, которого играет Робин Уильямс: щемящие сеансы терапии, в которых Уилл обретает себя и приходит к примирению с собственной инаковостью. И хотя «Оскар» за перформанс в фильме взял именно Уильямс, молодой Дэймон нисколько не уступает голливудскому мастодонту. Это до сих пор одна из самых тонких его ролей.

4-е место

Мэтт Дэймон в роли Жана де Каружа на кадре из фильма «Последняя дуэль»

Мэтт Дэймон в роли Жана де Каружа на кадре из фильма «Последняя дуэль»

Как и экранным партнёрам по фильму — Адаму Драйверу и Джоди Комер, — Дэймону в некотором смысле пришлось сыграть трёх разных людей в картине. Реальную историю, произошедшую в средневековой Нормандии, режиссёр Ридли Скотт разложил на три акта и три голоса, подобно «Расёмону» Акиры Куросавы: в зависимости от оптики рассказчика меняется и поведение окружающих. Дэймон, который вместе с Беном Аффлеком и Николь Холофсенер стал соавтором сценария, сыграл бравого воина и примерного мужа Жана де Карружа — таким, по крайней мере, видит себя он сам. Переход между сторонами личности и нюансами восприятия артист уловил филигранно, и именно в этом проявляется неподдельное мастерство: без выдающейся актёрской игры фильм просто-напросто не смог бы состояться.

3-е место

Мэтт Дэймон в роли Борна на кадре из фильма «Идентификация Борна»

Мэтт Дэймон в роли Борна на кадре из фильма «Идентификация Борна»

Это сейчас мы привыкли к Дэймону в образе хладнокровного спецагента — а в начале нулевых никто не воспринимал актёра как экшен-героя. Справедливо, в общем-то: драться Мэтт особо не умеет, да и сложные трюки — не его конёк. Именно поэтому создателям «Идентификации Борна» пришлось выкручиваться и изобретать новый стиль съёмки боёв с монтажными склейками каждые полсекунды. Зато Дэймон прекрасно передал болезненную отчуждённость человека, у которого нет ни имени, ни прошлого — только инстинкты. И своей ролью, по сути, создал новый образ шпиона XXI века — сложного, глубоко травмированного и вечно сомневающегося (позже его скопирует даже бессмертная «бондиана»).

2-е место

Мэтт Дэймон в роли Марка на кадре из фильма «Марсианин»

Мэтт Дэймон в роли Марка на кадре из фильма «Марсианин»

Если кто и мог сыграть главного героя в экранизации «Марсианина» — книжного бестселлера про космонавта, которого забывают одного на недружелюбной Красной планете, — так это Мэтт Дэймон. В образе неунывающего и очень смекалистого ботаника (в прямом смысле, не переносном) Марка Уотни актёру удаётся и показать свой комедийный талант, и заодно обнажить весь драматический потенциал. В редких сценах, где даже Уотни отчаивается и бессильно орёт, Дэймон не менее убедителен, чем в моментах, где герой шутит по поводу собственного печального положения и объясняет, как выращивать картофель на собственных фекалиях. Мэтт заслуженно выиграл за эту роль «Золотой глобус» как «лучший актёр в комедии или мюзикле» — хотя формулировка как будто бы несколько обесценивает сложность образа.

1-е место

Мэтт Дэймон в роли Тома Рипли на кадре из фильма «Талантливый мистер Рипли»

Мэтт Дэймон в роли Тома Рипли на кадре из фильма «Талантливый мистер Рипли»

Банально, но факт: несмотря на то что роль Тома Рипли не увенчалась даже номинацией на «Оскар» (куда смотрели академики?), она остаётся самой сильной в карьере артиста именно за счёт амбивалентности и переменчивости персонажа. Мэтт здесь выстраивает одновременно и причудливую, и понятную метаморфозу от примерного пай-мальчика в пиджачке до бескомпромиссного психопата. Одержимость идеей стать кем-то другим постепенно захватывает его и открывает какие-то потаённые тёмные стороны того самого омута, который есть в душе у каждого. Не хочется ставить диагнозы и говорить, что эту высоту артисту уже не взять: просто и 20 лет спустя невозможно перестать поражаться этой без преувеличения великой партии Мэтта Дэймона.

Текст: Ефим Гугнин, Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?