Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Шаверма-патруль: рецензия на фильм «Майор Гром: Чумной доктор»

Эффектный российский кинокомикс с двойным — и очень неприятным — дном.

Добавить в закладки

Трейлер

Игорь Гром (Тихон Жизневский) — сумасбродный майор питерской полиции. Форму он не носит — в отличие от кожанки и кепки, в ней сложно выглядеть крутым, — приказы не выполняет и во время своих операций часто разрушает город. Его последняя погоня за грабителями закончилась катастрофой: на Дворцовой площади содрана плитка, а мусоровоз, на котором герой таранил воришек, чудом не снёс Александровскую колонну. Начальство (Алексей Маклаков из «Солдат») негодует, но увольнять его не спешит — слишком ценный кадр посреди сброда некомпетентных стражей порядка, неспособных найти даже пропавший кошелёк пенсионера. Неожиданно на улицы Петербурга выходит Чумной доктор — борец за справедливость с огнемётами в руках и птичьей маской на лице, который сам избавляется от богачей и чиновников. На пути Громова не вовремя встаёт наглый следователь из Москвы с широченной белоснежной улыбкой (Михаил Евланов), забравший, прямо как гадкие фэбээровцы в голливудских фильмах, дело у местных копов. Теперь майор должен самостоятельно, без поддержки полиции, найти злодея.

Тихон Жизневский в роли Игоря Грома

Тихон Жизневский в роли Игоря Грома

Четыре года назад оригинальную серию комиксов издательства Bubble уже пытались перенести на экраны. Режиссёром, правда, выступил Владимир Беседин («Полицейские будни»), а главную роль сыграл Александр Горбатов. Эта короткометражка рассказывала историю, которая происходит в первые минуты нового «Майора Грома». Бандиты в масках из мультфильма «Шайбу! Шайбу!» грабят банк и удирают от питерского следака, но в конце отхватывают тумаков. Прошло несколько лет, сменился не только постановщик (вместо малоизвестного Беседина — Олег Трофим, за чьими плечами по непонятным причинам успешный «Лёд»), но и каст. Тихон Жизневский из «Топей» и «Огня», распрощавшись с кудрями, напялил кепку и кожанку, Любовь Аксёнова примерила розовый парик журналистки Юли, а Сергей Горошко стал гением, миллиардером, но не плейбоем Разумовским, местным Павлом Дуровым, основавшим свободную социальную сеть с особыми ключами шифрования.

Алексей Маклаков в роли Фёдора Прокопенко

Словом, у проекта произошла полная перезагрузка. А его полнометражная инкарнация вышла в совершенно другом политическом и жанровом контексте. Тренд на несерьёзность и ироничную деконструкцию в кинокомиксах к 2021-му стал магистральным (только Заку Снайдеру об этом не говорите), да и социальные подтексты оригинала — где бравые полицейские разбираются со злодеем-вигилантом, олицетворявшим тотальную свободу и самоуправство, — в свете последних событий читаются в совсем другом ключе. О последнем, впрочем, позже. Куда важнее здесь то, насколько крепко создатели цепляются за оригинал и жанровые каноны. Никто не требует от кинокомикса финчеровских твистов и бергмановского психологизма, но неожиданностей в «Громе» крайне мало. Злодей, понятное дело, будет раскрыт, а его личность вы идентифицируете в первые минуты. Дружба, несмотря на всю упёртость Игоря и его нелюбовь к напарникам, восторжествует, да и все детективные искания героя ограничатся парой красивых монтажных склеек. Финал любого фильма из серии «Мстителей» тоже знаком зрителю заранее, но речь скорее о деталях, каких-то незначительных сюжетных ходах, которые могли бы сделать из «Грома» куда более витиеватую историю.

Любовь Аксенова в роли Юлии Пчёлкиной

Любовь Аксенова в роли Юлии Пчёлкиной

Но бросим жалеть об упущенных возможностях — «Майор Гром» не история утраченного потенциала, а совсем наоборот. Вообще пространство псевдо-Питера здесь, возможно, лучшая авторская находка. Знакомые достопримечательности города соседствуют с многоэтажным казино, а модное отделение полиции в центре сменяется криминальными райончиками с окраин. Ларьки шаурмы (или, говоря по-питерски, шавермы), полуподвальные боксёрские клубы, где сидят местные воротилы (одного сыграл рэпер Киевстонер), старые квартиры и открытые крыши. На их фоне — несуществующие копы в модной форме, которые вряд ли толкнут ногой на митинге, последователи Чумного доктора в масках злодеев, вышедшие на улицу устраивать беспорядки, и разожравшиеся богачи.

Юрий Насонов в роли Кирилла Гречкина

Юрий Насонов в роли Кирилла Гречкина

Если опустить все сценарные жанровые костыли, без которых по понятным причинам обходиться первому кинокомиксу сложно, «Майор Гром» — просто эффектный и ладно скроенный блокбастер. Да, незамысловатый и неоднозначный в отношении подтекстов, но по-настоящему зрительский и, в общем-то, почти всегда весёлый. Клипмейкер Олег Трофим вооружается склейками а-ля Тайка Вайтити и крутыми поворотами камеры на 360 градусов, а экшен-сцены, к счастью, снимает с минимумом компьютерных эффектов. От прочих российских попыток обращения к зрелищным жанрам (будь то фантастики «Эбигейл» или хорроры Подгаевского) «Майор Гром» отличается особой пластикой формы, детальным, скажем так, переложением динамичного языка со страниц комиксов на экраны. Само собой, не «Скотт Пилигрим против всех», ловко подхватывающий стилистику оригинала, но по интенции что-то близкое.

Внимание, в следующем абзаце содержится спойлер!

Оттого сложнее воспринимать социальный подтекст «Майора Грома». Вигилант Чумной доктор — безусловное зло, самоуверенный мститель, считающий, что он может выносить приговоры другим людям. И с этим проблематично спорить. Ещё неудобнее ставить под сомнение героизм майора Грома, остановившего безумца. С другой стороны, выйди сейчас в Америке фильм о героизме полицейских на акциях BLM, справедливо поднялся бы шум (там, как раз наоборот, выходят фильмы вроде «Суда над чикагской семеркой», продвигающие идеи гуманизма). То же самое происходит и с первым российским кинокомиксом, чей первоисточник начал выпускаться аж в 2012 году, во время становления протестного движения. У создателей, мы почти уверены, не было намерений очернить оппозицию и восхвалять силовые структуры, но ничего не поделать — кино снова оказалось сильнее всех авторских задумок и не устояло под давлением времени. Когда на улицах протестующие получают грубый отпор дубинками, очень необычно смотреть в кинотеатре историю о полицейском торжестве, вреде тотальной свободы и злобном создателе мессенджера с ключами шифрования, который не выдаёт данные государству и жалуется на постоянные притеснения граждан. Ещё страннее из-за этого выглядит финал: зло побеждено, лутеры, вторящие Чумному доктору, уходят с улиц, а по новостям заявляют, что чиновники осознали масштаб проблем и приняли ряд законов, которые сделают общество честнее и справедливее, без всяких ваших борцов за честность и блогеров. Действительно история на грани фантастики.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?