Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

7 фильмов о войне 1812 года

Удивительно, но столь знаменательное историческое событие, как Отечественная война 1812 года, в кинематографе раскрыто крайне скромно

Добавить в закладки
Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Кадр из фильма "Кутузов"

Есть в российской истории несколько имен, неотрывно связанных с эпохой или даже каким-то одним событием. Так, об Отечественной войне 1812 года невозможно говорить, не упомянув Михаила Кутузова, фельдмаршала, под чьим командованием русская армия противостояла французским полчищам. С его биографии мы и начнем. Впрочем, картина Владимира Петрова – это не столько фильм, обращенный к прошлому, сколько агитационное полотно своего настоящего. Фильм снимался в глубоком тылу в самые тяжелые, переломные моменты другой отечественной войны – Великой. Рассказом о том, как прогнулась русская оборона под натиском врага, как вынуждена была отдать часть родной земли, но после воспрянула и разбила захватчика, поддерживался моральный дух солдат Советской армии, противостоящей гитлеровцам. Лента послужила своеобразным пророчеством, зима 1943 года стала переломной в противостоянии Германии и СССР, победа стала ощутима, как никогда раньше.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"

Пожалуй, самый известный советский фильм о войне с Наполеоном, о бравых гусарах и партизанском движении – музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Зрителя не должен смущать тот факт, что картина снята в «легком» жанре, на деле лента Рязанова не просто посвящена 150-летию Отечественной войны, ее премьера в московском кинотеатре «Россия» прошла 7 сентября, в день знаменитого Бородинского сражения. Пересказывать сюжет ленты нет никакой надобности, зрители со стажем помнят ее наизусть, мы лишь обратим внимание на несколько интересных деталей. Во-первых, в «Балладе» впервые появляется поручик Ржевский, впоследствии герой множества анекдотов, собирательный образ гусара. Во-вторых, хоть авторы фильма это и отрицают, но сюжет фильма схож с историей Надежды Дуровой, кавалерист-девицы, еще одной героини, наряду с Василисой Кожиной ставшей хрестоматийным образом.

Кадр из фильма "Война и мир"

По-настоящему всеобъемлющей картиной, с которой мало кто рискует тягаться и которая наверняка отпугивает многих замахивающихся на тему войны 1812 года, стало четырехактное полотно Сергея Бондарчука «Война и мир». Интересно, что в 1956 году роман Льва Толстого экранизировали в Голливуде, и весьма успешно, даже советским зрителям Natasha Rostova пришлась по вкусу. Но кто янки такие, чтобы посягать на «наше все»? «Партия сказала надо, комсомол ответил есть», и в 1961 году Бондарчук приступил к работе над сценарием. Съемки превратились в каторжный труд – работа началась в сентябре 1962 года, а завершилась ровно через пять лет. За время работы над картиной, кстати, реквизитом с площадки успели попользоваться Эльдар Рязанов и его «гусары». Фантастический масштаб, великолепная режиссерская и операторская работа, блистательные актеры – картина стала подлинным украшением советского кино. Да и американцы ответили нам взаимностью, отдали «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Кадр из фильма «Эскадрон гусар летучих»

Наряду с Кутузовым кого еще из героев Отечественной войны мы знаем? На память приходит поэт, блистательный гусар, предводитель партизан Денис Давыдов. В «Гусарской балладе» Рязанов не рискнул напрямую упоминать знаменитого соотечественника и назвал схожего с Давыдовым героя Давыдом Васильевым, а вот Станислав Ростоцкий подошел к биографии поэта со всей прямотой, сняв замечательный военно-исторический фильм «Эскадрон гусар летучих». На главную роль режиссер пригласил своего сына Андрея, который в это время служил в отдельном кавалерийском полку Советской армии. Андрей Ростоцкий и его экранный партнер Николай Еременко, сыгравший князя Болховского, стали любимцами всех советских девушек и женщин – в кинотеатры выстраивались очереди, а картина «Эскадрон гусар летучих» стала одним из лидеров кинопроката начала 1980-х.

Кадр из фильма «Багратион»

Третьим историческим персонажем того героического времени, получившим собственный биографический фильм, стал генерал Петр Иванович Багратион. Грузинские кинематографисты Гиули Чохонелидзе и Караман Мгеладзе обратились к истории жизни легендарного полководца, приходящегося потомком кавказским царям, и сняли масштабную картину, охватывающую яркую жизнь Багратиона со времен похода Александра Суворова через Альпы до кровавого сражения под Бородино, где генерал получил смертельное ранение. Багратиону суждено было стать одним из кузнецов победы русского народа над наполеоновскими войсками, именно этот полководец призывал соратников оказывать всяческую поддержку крестьянскому партизанскому сопротивлению. Увы, до победы Петр Иванович не дожил, осколок ядра в бою раздробил Багратиону голень, что в те времена означало неминуемую смерть. Соратники вынесли генерала из жерла сражения, но жить ему тогда оставалось всего 16 дней.

Кадр из фильма «Ржевский против Наполеона»

После распада СССР любители исторических постановок надолго затаились, ожидая, видимо, очередной памятной даты. И действительно, в 2012 году свет увидели сразу две картины, так или иначе касающиеся Отечественной войны 1812 года. Одна из них – шутовская комедия Марюса Вайсберга «Ржевский против Наполеона» – и не претендовала на историческую достоверность. Продолжая гротеск и сатиру фильма «Гитлер капут!», создатели «Ржевского» скорее ориентировались на анекдотичность и постмодернизм, чем на хоть сколько-то близкое к действительности содержание. Картина при этом собрала в одном кадре столько звезд отечественного кино, что стала больше напоминать новогодние капустники федеральных телевизионных каналов (одну из главных ролей в фильме сыграла, кстати, Светлана Ходченкова). Зритель принял «Ржевского» со здоровой долей скепсиса, а не самые внушительные кассовые сборы отбили у создателей фильма охоту снимать продолжение.

 Кадр из фильма «1812: Уланская баллада»

Второй же лентой, которая должна была ознаменовать нашу память о событиях Отечественной войны 1812 года, стала, наоборот, не в меру серьезная постановка Олега Фесенко «Уланская баллада». Приключенческий исторический боевик с элементами какого-то «фандоринского» мистицизма, выдумки и беллетристики вполне мог стать новой инкарнацией «Гардемаринов», но серьезность, с которой авторы подошли к сюжету, свела на нет все их усилия. Не спасли фильм и великолепные актеры – картину в пух и прах разнесли критики, а зрители своим рублем вернули в кассы кинотеатров лишь треть от израсходованного производственного бюджета. Не спас ситуацию даже обычно «фартовый» Сергей Безруков, кроме пары фехтовальных сцен, поставленных действительно нетривиально, ничего нового создатели ленты не придумали. Зато оставили тему открытой, но найдется ли после таких картин смельчак, который решится еще раз рассказать всей России про день Бородина?

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?