
Эпическая мультипликация о выборе и свободе.
Пока западная анимация в очередной раз препарировала пиксаровских героев на сеансах психотерапии и превращала диснеевских принцесс в корпоративных идолов, Китай аккумулировал идеи и технологии. И в 2019 году в Поднебесной вышел анимационный хит «Нэчжа», история о мальчишке-демоне, которому не чужды благородные порывы. При весьма скромном бюджете картина собрала внушительную кассу в более чем 700 миллионов долларов и получила сиквел. «Нэчжа побеждает Царя драконов» удивил, кажется, даже своих создателей, преодолев отметку в 2,2 млрд кассовых сборов, и играючи обставил проекты Disney и Pixar в гонке за звание самого прибыльного анимационного фильма в истории. Впрочем, масштабная сказка режиссера Яна Юй щеголяет не только финансовыми показателями, и российские зрители могут лично оценить это уже с 29 мая.
В основе сюжета дилогии (нет никакого сомнения, что «Нэчжа» превратится во франшизу) лежит китайский роман XVI века «Возвышение в ранг духов» — эпический памятник литературы эпохи империи Мин, где главными героями являются боги и демоны. Нэчжа (Лю Яньтин) — всего лишь один из множества персонажей книги — в мультфильме имени себя превращается в одну из двух сил нового мира, бросающего вызов самим небесам, где обитают затеявшие дурное бессмертные. Переиграв собственную судьбу в первой части, герой и его бывший противник, а теперь заклятый друг Ао Бин (Хань Мо) лишаются физической оболочки. Их учитель Тайи Чжэньжэнь (Чжан Цзямин) из корней лотоса лепит приятелям новые тела, но из-за нападения на город армии подводных демонов воплотиться успевает только Нэчжа.
Чтобы дух Ао Бина не растворился, тому приходится вселиться в тело друга, а для изготовления нового тела Нэчжа и Тайи Чжэньжэнь отправляются на небеса, где мальчику предстоит после испытаний получить ранг бессмертного и эликсир жизни — единственное средство, с помощью которого можно изготовить Ао Бину новое тело. Таким образом, «Нэчжа побеждает Царя драконов» превращается в хрестоматийное Путешествие Героя со вкраплениями сюжетов традиционной китайской мифической литературы — буквально оживленную с помощью компьютерной анимации древнюю поэму. Но первый большой плюс мультфильма в современном подходе создателей к классическому нарративу.
Приключение Нэчжи и друзей развивается с тем же ритмом, что и литературный первоисточник: медленно и торжественно. Авторы совсем не торопятся, а разворачивают историю плавно, постепенно вводя новых персонажей, получающих должное внимание. Но за неспешным темпом и множеством второстепенных линий стоит вполне современный конфликт: можно ли избавиться от роли «инструмента», если почти все вокруг считают тебя всего лишь функцией — сыном, оружием, защитником или предателем. «Нэчжа 2» находит утешительный, пусть и далеко не безболезненный ответ. Не забывая, впрочем, ввернуть несколько гэгов в духе времени, слегка дурашливых и стремительных ровно настолько, чтобы сбить периодически накапливающийся пафос.
Второй серьезный плюс «Нэчжи» — великолепная картинка. Густые облака, сверкающие водные дворцы, архитектура, созданная с такой любовью к деталям, что каждое строение хочется разглядывать максимально долго и детально. А сражения легко могут дать фору даже самым амбициозным CGI-блокбастерам. Приверженность китайских кинематографистов к гигантомании, когда дело доходит до батальных сцен, давно подтвержденный факт, но «Нэчжа 2» задает совершенно недосягаемую планку по количеству участников битв и качеству их прорисовки. Финальная схватка разворачивается над бескрайним океаном, где затонул ни много ни мало целый драконий город. Масштабы производства были настолько велики, что в создании фильма участвовали 138 компаний.
Однако искушенные зрители при просмотре «Нэчжи» могут наткнуться на знакомые образы. Правда, говорить, что авторы анимационного эпика что-то позаимствовали из колоссального поп-культурного поля, было бы несправедливо — все-таки сюжету и персонажам мультфильма несколько сотен лет. Но тем не менее сложно не подметить сходство шкодливого и комичного Нэчжи с главным пиратом миллениалов из культового аниме One Piece, да и в целом влияние японской мультипликации заметно невооруженным глазом: сражения разделяются на фазы, в каждой из которых злодеи открывают новые способности, а герои, почти проиграв, превозмогают боль и расширяют рамки собственной силы до невероятных пределов. Сказать, что «Нэчжа» вторичен, при этом невозможно, да и неуместно обвинять довольно оригинальный на общем фоне проект в заимствованиях в 2025 году.
«Нэчжа побеждает Царя драконов» — не просто большой и достойный сиквел, а подлинное взросление едва зародившейся франшизы. Фильм вышел смелее, злее и умнее не только предыдущей части, но и большинства современных анимационных картин. И даже несмотря на национальный колорит и преимущественно китайский нарратив, в «Нэчже» наряду с локальным мифом уживаются универсальные тезисы: важность борьбы за собственное место под солнцем, противостояния старому порядку и устремленности в будущее, даже если против тебя само небо.