
Невероятное зрелище, требующее основательной подготовки.
В июне завершился «Мобильный воин Гандам: GQuuuuuuX», новейшее аниме в долгоиграющей франшизе. Еще анонс привлек многих: создавать альтернативный таймлайн взялся в том числе Хидэаки Анно, автор «Евангелиона», и его вклад был виден уже на уровне дизайнов и персонажей, и мехов. При этом мало кто мог догадаться, что же заготовили авторы на этот раз — результат вышел, мягко говоря, удивительным.
0079 год Универсального Века. Одногодичная война завершилась безоговорочной капитуляцией Земной федерации благодаря усилиям Чара Азнабля, легендарного пилота Зеона. Шесть лет спустя все еще продолжаются одиночные стычки, плюс обрели популярность «Клановые войны» — так называются нелегальные бои между списанными мехами. Одним из пилотов-гладиаторов неожиданно становится Аматэ «Матю» Юзуриха — обычная школьница, раскрывшая в себе необычно высокий уровень синхронизации с экспериментальным мехом GQuuuuuuX (читается «Джи-квакс»). Девушка выступает в паре с «Красным Гандамом», который пилотирует загадочный Сюдзи: парень «не от мира сего» слышит голос своей машины, которая мечтает попасть на Землю. Со вступления тандема в «Клановые войны» стартует огромная история, способная изменить представление об окружающей действительности и поставить под сомнение ее реальность.
Завязка, показанная в первом эпизоде, обретает плоть в следующей серии. Японские зрители, увидевшие компиляцию «Мобильный воин Гандам: GQuuuuuuX — Начало» еще до старта сериала, были откровенно шокированы: то, что начинается как самостоятельное произведение, вскоре оказывается альтернативным таймлайном к самому первому сериалу 1979 года. Представив ключевых героев в современности, история делает скачок назад, к началу Одногодичной войны, и почти покадрово повторяет открывающий эпизод «Мобильного воина Гандама» — с той лишь разницей, что прототип новейшего меха Земной федерации теперь пилотирует не Амуро Рэй, а Чар Азнабль. Маленькая деталь приводит к огромным изменениям: меняется победитель конфликта, сама война разворачивается по принципиально другому сценарию, плюс Чар… исчезает при загадочных обстоятельствах вместе с «Красным Гандамом».
Стилизация впечатляет: дизайн персонажей в событиях прошлого довольно точно воспроизводит таковой из оригинального шоу, при том что «современные» герои выполнены в другой стилистике. Словно этого мало, музыка, звуковые и визуальные эффекты также позаимствованы у классики — вплоть до исчезнувших из современного аниме линий, означающих скорость и напряжение. Следить за смешением прошлого и настоящего невероятно увлекательно — но только в том случае, если оригинал знаком не понаслышке.
После демонстрации событий прошлого «Джи-квакс» берет небольшую передышку и сосредотачивается на современности, отдавая предпочтение «Клановым войнам». Однако и здесь хватает интересных моментов, отсылающих к оригиналу: важное место в истории занимает семейство Заби, чьи подковерные интриги задавали тон и в сериале 1979 года. Со временем нарратив усложняется: новинка постепенно затрагивает и другие произведения, в том числе «Мобильный воин Гандам: Зета», «Зета Два» и полнометражку «Ответный удар Чара» — исчезновение Азнабля во втором эпизоде «Джи-квакса» как раз подсмотрено там.
Так ли нужно смотреть три сериала по 40-50 эпизодов каждый? Вопрос открытый. По большей части «Джи-квакс» ограничивается приятными кивками в сторону других шоу, что в целом характерно для работ Анно: тот славится как отаку и на старте карьеры снимал короткометражки, полные отсылок к его любимым произведениям. «Евангелион» тоже не чурался корней и то и дело намекал на события из «Гандама», а «Фури-Кури», где Анно выступил ключевым аниматором и помощником режиссера, и вовсе создавался как огромный оммаж японской анимации. При этом все вышеперечисленные аниме работают и самостоятельно — просто узнавание того, на что ссылаются те или иные сцены, позволяет лучше распробовать задумку. С «Джи-кваксом» ситуация аналогичная: пожалуй, достаточно знать, что за франшиза «Гандам» и, может, посмотреть первый эпизод, чтобы смотреть с каким-никаким пониманием.
По-настоящему важным погружение в лор аниме становится разве что в финале, где наконец объясняется суть происходящего. «Клановые войны» окончательно отходят на задний план, в сюжете появляется все больше ключевых персонажей прошлого, а история оказывается напрямую связана с самым первым сериалом. В целом можно воспринимать и как повод для знакомства с классикой: оригинальный «Гандам», может, и устарел визуально, но актуальности за годы совершенно не растерял.
Списать оммажность «Джи-квакса» на простой фан-сервис тоже не выходит: это вполне интересное независимое произведение, затрагивающее традиционные темы вроде коррумпированности власти, использования детей на войнах, бесчеловечной жестокости и беспощадности военной машины в целом. При этом Анно в своей манере предлагает более интимный подход: на все вышеперечисленное наслаиваются персональные эмоции и поиски себя в неподходящих для рефлексии условиях. А в финале и вовсе побеждает любовь, что на удивление красиво работает именно в рамках этой истории. Одновременно и многочисленные референсы к оригиналу не остаются отсылками ради отсылок, которые украшают самобытный нарратив: они выступают полноценными сюжетными крючками, задающими общий тон всему сериалу.
В итоге «Джи-квакс» — сериал не для всех и каждого: новички получат интересную точку входа в многолетнюю франшизу, а давние фанаты насладятся неожиданной интерпретацией знакомых образов — причем с невероятным уважением к первоисточнику. «Джи-квакс» здорово актуализирует серию, в связке с недавней «Ведьмой с Меркурия» делая «Гандам» вновь более чем релевантным. Как, в общем-то, и должно быть: отец жанра реалистичных меха был и остается лучшим даже спустя полвека.