Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Стиляги»

«Стиляги» Тодоровского, рассказавшие под русский рок о перековке комсомольского буратино в буржуазного стилягу – один из самых важных фильмов нового российского кино.

Москва 50-х. Насупленный Мэлс (Шагин), стопроцентное комсомольское буратино в сером, во время рейда на буржуазно веселящихся стиляг встречает Пользу (Акиньшина) – яркое и своевольное чудо в перьях. Сраженный наповал комсомолец идет за своим чувством, которое приводит его сначала на разгузку товарняков с целью заработка, потом – к подопольным портным и барыгам ради ярких шмоток, и, наконец, на «Брод» – «Бродвей», улицу Горького или «Пешков-стрит», как спустя лет двадцать пять ее начнут именовать уже советские хиппи. На Тверскую, проще говоря. Улица эта заведет его довольно далеко: к новым друзьям, новой жизни, танцам, саксофону и самому главному – быть может, дурацкой, иллюзорной, но такой молодой, такой яркой и такой опасной свободе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Стиляги"

Тут надо отметить, что все вышесказаное – в известном смысле условность, и чем скорее вы признаете для себя, что происходящее на экране имеет лишь косвенное отношение к СССР, стилягам, комсомольцам и прочей истории, тем большее удовольствие получите. «Стиляги» – один из самых важных для нового российского кино фильмов и заслуживает того, чтобы его смотрели без идеологических конвульсий.

Важность «Стиляг» состоит даже не столько в собственно кинематографических достоинствах – хотя сомнительный с искусствоведческой точки зрения жанр «фильм-праздник», придуманный для продвижения картины, довольно точно отражает суть происходящего. Валерий Тодоровский всегда был «актерским» режиссером, умеющим добиться от своей группы максимума. Так что личное обаяние шумит с экрана прибоем – идет ли речь о Шагине или Гармаше, сыгравшем отца Мэлса, об Акиньшиной или строгой комсомолке Хиривской. Слово «мюзикл», которого стараются избегать на афишах, означает на деле звонкие музыкальные номера с джазовыми каверами на русский рок от Цоя и «Колибри» до «Ноля» и Бутусова, слово «комедия» – изящное, ненатужное чувство юмора, а слово «драма» – умение резкими условными штрихами накидать перед героем выбор, от которого и вправду зависит судьба. Какое-то даже животное удовольствие от этого гарантировано.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Стиляги"

Однако, Тодоровский – еще и один из самых умных отечественных режиссеров. Правда, после блистательного «Любовника» эта интеллектуальность дала опасный крен в совершенную умозрительность, от чего «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) вышел похожим на обличительную колонку в либеральном издании, а последовавшие затем «Тиски» (2007) – на тревожные размышления где-то в недрах министерства культуры о проблемах молодежи. Но, как ни странно, именно в «Стилягах» – легком вроде бы «фильме-празднике» эта режиссерская черта Тодоровского оказалась не только уместна, но необходима.

Потому что «Стиляги» проделали невероятно трудную и ювелирную работу по помещению нового российского кино в мировой киноконтекст. Так получилось, что у нас есть сугубо местное кино в сложном спектре от Балабанова, «Бумера» и «Дозоров» до, скажем, «Новой земли» и «Пыли». У нас есть довольно удачные клоны западных жанров – от «9 роты», которая не лучше и не хуже среднего американского фильма про Вьетнам, до недавнего «Непобедимого», который не хуже и не лучше среднего американского боевика. У нас есть вполне себе европейский арт-хаус, получающий фестивальные призы и даже американское инди-муви в лице Германики.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Стиляги"

Не хватает самого важного звена – большого коммерческого кино, владеющего современным киноязыком, но укоренненого в местной почве. «Мулен Руж» /Moulin Rouge/ (2001), который поминают в связи со «Стилягами» – не сравнение, потому что ничего общего эти фильмы не имеют. Это скорее признание того, что Тодоровскому удалось вырваться из ностальгического плена «папиного кино», не угодив в комфортные маргиналии отечественных кинематографических ниш. Чем-то пришлось пожертвовать. Однако дело того определенно стоило – проведете врямя с пользой.

Комментарии  181

Читайте также

показать еще



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть