Наверх
Фильмы 2016 Доктор Стрэндж Инферно Джек Ричер 2 Прибытие 28 панфиловцев Моана Викинг Елки 5 Изгой-один Фантастические твари и где они обитают
Смена ориентиров.
10 лучших режиссерских дебютов известных актеров
Не корысти ради.
8 фильмов, в которых звезды работали за смехотворный гонорар
С музыкальным приветом….
20 культовых видеоклипов, создатели которых стали большими режиссерами
Мы с вами где-то виделись.
Еще 12 киногероев, забредших в чужие фильмы
Откуда дровишки?
12 фильмов, профинансированных оригинальными способами

Рецензия на фильм

Стиляги

Спляшем, Польза, спляшем

«Стиляги» Тодоровского, рассказавшие под русский рок о перековке комсомольского буратино в буржуазного стилягу – один из самых важных фильмов нового российского кино.

Москва 50-х. Насупленный Мэлс (Шагин), стопроцентное комсомольское буратино в сером, во время рейда на буржуазно веселящихся стиляг встречает Пользу (Акиньшина) – яркое и своевольное чудо в перьях. Сраженный наповал комсомолец идет за своим чувством, которое приводит его сначала на разгузку товарняков с целью заработка, потом – к подопольным портным и барыгам ради ярких шмоток, и, наконец, на «Брод» – «Бродвей», улицу Горького или «Пешков-стрит», как спустя лет двадцать пять ее начнут именовать уже советские хиппи. На Тверскую, проще говоря. Улица эта заведет его довольно далеко: к новым друзьям, новой жизни, танцам, саксофону и самому главному – быть может, дурацкой, иллюзорной, но такой молодой, такой яркой и такой опасной свободе.

Кадр из фильма "Стиляги"

Кадр из фильма "Стиляги"

Тут надо отметить, что все вышесказаное – в известном смысле условность, и чем скорее вы признаете для себя, что происходящее на экране имеет лишь косвенное отношение к СССР, стилягам, комсомольцам и прочей истории, тем большее удовольствие получите. «Стиляги» – один из самых важных для нового российского кино фильмов и заслуживает того, чтобы его смотрели без идеологических конвульсий.

Важность «Стиляг» состоит даже не столько в собственно кинематографических достоинствах – хотя сомнительный с искусствоведческой точки зрения жанр «фильм-праздник», придуманный для продвижения картины, довольно точно отражает суть происходящего. Валерий Тодоровский всегда был «актерским» режиссером, умеющим добиться от своей группы максимума. Так что личное обаяние шумит с экрана прибоем – идет ли речь о Шагине или Гармаше, сыгравшем отца Мэлса, об Акиньшиной или строгой комсомолке Хиривской. Слово «мюзикл», которого стараются избегать на афишах, означает на деле звонкие музыкальные номера с джазовыми каверами на русский рок от Цоя и «Колибри» до «Ноля» и Бутусова, слово «комедия» – изящное, ненатужное чувство юмора, а слово «драма» – умение резкими условными штрихами накидать перед героем выбор, от которого и вправду зависит судьба. Какое-то даже животное удовольствие от этого гарантировано.

Кадр из фильма "Стиляги"

Кадр из фильма "Стиляги"

Однако, Тодоровский – еще и один из самых умных отечественных режиссеров. Правда, после блистательного «Любовника» эта интеллектуальность дала опасный крен в совершенную умозрительность, от чего «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004) вышел похожим на обличительную колонку в либеральном издании, а последовавшие затем «Тиски» (2007) – на тревожные размышления где-то в недрах министерства культуры о проблемах молодежи. Но, как ни странно, именно в «Стилягах» – легком вроде бы «фильме-празднике» эта режиссерская черта Тодоровского оказалась не только уместна, но необходима.

Потому что «Стиляги» проделали невероятно трудную и ювелирную работу по помещению нового российского кино в мировой киноконтекст. Так получилось, что у нас есть сугубо местное кино в сложном спектре от Балабанова, «Бумера» и «Дозоров» до, скажем, «Новой земли» и «Пыли». У нас есть довольно удачные клоны западных жанров – от «9 роты», которая не лучше и не хуже среднего американского фильма про Вьетнам, до недавнего «Непобедимого», который не хуже и не лучше среднего американского боевика. У нас есть вполне себе европейский арт-хаус, получающий фестивальные призы и даже американское инди-муви в лице Германики.

Кадр из фильма "Стиляги"

Кадр из фильма "Стиляги"

Не хватает самого важного звена – большого коммерческого кино, владеющего современным киноязыком, но укоренненого в местной почве. «Мулен Руж» /Moulin Rouge/ (2001), который поминают в связи со «Стилягами» – не сравнение, потому что ничего общего эти фильмы не имеют. Это скорее признание того, что Тодоровскому удалось вырваться из ностальгического плена «папиного кино», не угодив в комфортные маргиналии отечественных кинематографических ниш. Чем-то пришлось пожертвовать. Однако дело того определенно стоило – проведете врямя с пользой.

 30

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров

Читайте также

показать еще



 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть