
Автогонки, быть может, перестали быть столь рисковыми и опасными, как в прошлом, но по-прежнему увлекают зрителей. Кинематограф этому охотно вторит – гоночных картин становится все больше. К выходу драмы F1 в мировом прокате и перевыпуску «Гонки» в отечественном вспомним самые зрелищные фильмы об автоспорте, где внимания заслуживают не только победы, но и поражения.
Жать на педаль и приходить к финишу быстрее всех – много ли вообще смысла в этом рискованном деле? «Гран-при» Джона Франкенхаймера, первый большой фильм о гонках, сразу начинал с экзистенциального вопроса. Режиссер работал в боевых условиях, цепляя камеру на болид и снимая реальных гонщиков – в картине есть уникальные сцены от первого лица, сделанные на высокой скорости. И, конечно, неповторимый монтаж с полиэкраном. Это шквал стремительных кадров, которые погружают в гоночный раж, не дают передышки и времени одуматься. В этом, пожалуй, главная трагедия автоспортсменов – порой им трудно контролировать жизнь как на трассе, так и за ее пределами. Для гоночного кино здесь удивительно много драмы – она задевает нерв не менее, чем экстремальные заезды. И, разумеется, актеры – подлинная роскошь фильма: четверка мужчин (Джеймс Гарнер, Ив Монтан, Брайан Бедфорд и Антонио Сабато) и женщин (Ева Мари-Сэйнт, Джессика Уолтер, Женевьев Паж и певица Франсуаза Арди), соревнующихся как со своими чувствами, так и с дыханием вездесущей смерти.
Настоящая жизнь гонщика разворачивается на трассе, а все до и после – лишь ожидание заезда. «Ле-Ман» — страстное признание в любви к автоспорту от Стива МакКуина, который действительно жил по этому принципу. Звезда «Буллита» и «Большого побега» был заядлым и опытным гонщиком, поэтому не упустил момент воплотить мечту – снять реальный заезд «24 часа Ле-Мана» 1970 года, превратив турнир в кинематографическую драму о страсти к гонкам. Сам МакКуин не только продюсировал картину и играл пилота Майкла Делейна, но и координировал весь процесс – он хотел создать не голливудскую драму о личных мытарствах гонщиков, а полуторачасовой заезд, кино на высоких мощностях, на всех парах рвущееся к своему триумфу. Победил ли МакКуин с «Ле-Маном»? Время показало, что вполне. Отбросив первоначальный скепсис, спустя годы зрители полюбили картину за ее спортивный раж, не говоря уже о почете среди подлинных любителей автоспорта. И в самом деле – нужен ли сценарий, когда ревут моторы?
Соревнования на трассе порой напоминают турнир по выживанию. Иногда это можно понять буквально, особенно если поместить гонщиков в мир «Голодных игр» и заставить истреблять друг друга во время езды. «Смертельная гонка 2000» – спорт с налетом дурного вкуса, эксплуатейшен от мастодонта дешевого кино Роджера Кормана, где тоталитарное государство организовало турнир и столкнуло самых диких гонщиков на трассе. Среди них герой Дэвида Кэррадайна, будущей звезды «Убить Билла», и молодой пилот в исполнении Сильвестра Сталлоне. Картина веселит не столько захватывающими заездами (хотя и они сняты прилично), сколько гротескным парадом смертей. Впоследствии у картины появился хмурый ремейк с Джейсоном Стэйтемом, где гонки совсем отошли на второй план, а все отдали в распоряжение пулеметам.
Тони Скотт после «Лучшего стрелка» смекнул, что Том Круз и навороченный транспорт – сочетание абсолютно выигрышное. Вместо пилота истребителя Круз теперь пробовался в амплуа гонщика NASCAR Коула Трикла, идущего к победе со своей командой (Роберт Дювалл и Майкл Рукер). Но с «Днями грома» так не сработало – кино провалилось в 1990 году, и ему приписали все стереотипы спортивных фильмов. Скотт действительно сработал на грани пошлости, и то, что прощалось в «Лучшем стрелке», в гоночном фильме казалось уже недопустимым – чего стоит напыщенная любовная линия Коула и доктора Клэр (Николь Кидман), чей иконический дуэт переместится за пределы экрана и станет самой яркой парой Голливуда 90-х. В целом с годами «Дни грома» стали выглядеть лучше – тачки могут меняться и совершенствоваться, можно на всей скорости уехать от чего угодно, но не от ностальгии.
Драма Рона Ховарда стала главным гоночным фильмом XXI века. Потому что акцентировала внимание не на заездах, а на сильных характерах – противостоянии пилота Ники Лауды (Даниэль Брюль) и Джеймса Ханта (Крис Хемсворт) на чемпионате Формулы-1 сезона 1976 года. Соперники проникаются взаимным уважением, и, следуя старой пословице, бывший враг рискует стать лучшим другом. Несмотря на техническое совершенство и аутентичную съемку Энтони Дода Мэнтла, в «Гонке» есть кое-что более весомое – психологический нерв, подлинные эмоции, которые лишь усиливаются в эпизодах гоночных заездов. Возможно, именно успех драмы Ховарда дал старт целому витку блокбастеров про автоспорт.
Можно ли найти место мужской дружбе в мире, где конкурируют автоконцерны? История конструктора Кэрролла Шелби (Мэтт Дэймон) и пилота Кена Майлза (Кристиан Бэйл) доказывает, что можно, даже если союз не самый складный, а гонщик с характером не всегда может играть в командную игру. «Ford против Феррари» – лихой жанровый заезд, когда гоночное кино внезапно выкатилось из забытья и завелось на больших экранах с новыми силами. Постановщик Джеймс Мэнголд не только чувствует драматический накал кинокомиксов (он снял «Логана» – лучший фильм о Росомахе), но также осведомлен о внутренней кухне механиков и пилотов. Кино, как и герои, безустанно жмет на педаль и поражает технической отделкой. И главное, что у Мэнголда машины и соревновательный задор не затушевывают характеры героев – персонажей не только глубоких, но и связанных безусловной актерской химией Бэйла и Деймона.
Майкл Манн всю жизнь снимает фильмы о мужчинах-профессионалах, увлеченных своим делом. «Феррари» не исключение. Вместо сухого голливудского байопика об Энцо Феррари или очередной гоночной истории о победителях режиссер поставил горькую трагедию поражения о силе рока. Конструктор в исполнении флегматичного Адама Драйвера тщетно пытается уравновесить личную жизнь и профессиональную, а также не может разобраться, с какой женщиной ему быть. На фоне красочных итальянских ландшафтов и блестящих автомобилей «Феррари» предлагает не радость жизни, а скорее холодное предощущение беды. В ленте есть и звериная энергия автогонок, снятая так же ловко, как Манн некогда снимал ограбления и перестрелки, и шокирующие эпизоды катастроф, и горькое размышление об ответственности творца за свое детище.