Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «База »Клейтон"

Детектив -- это жанр, которым проверяется сама способность режиссера снимать кино, киногенично чувствовать и думать. Вот чтобы все сходилось. Кино в том и состоит, чтобы все сошлось на экране в течение сеанса, но изначально все сходится в голове именно с тех пор, как детективы придумали. В этом аспекте Джон МакТирнан доказал "Базой "Клейтон", что он -- кинорежиссер. У него бывает что-то получше, что-то похуже, но в принципе -- да, способен. Смотреть "Базу "Клейтон" можно спокойно, с гарантией интереса, хотя интересных проблем особо там не стояло.

 

Добавить в закладки

Кадр из фильма "База "Клейтон"

Это чисто головоломка – игра в прятки, искусство спрятать слона на ровном простреливаемом месте. Есть такая детективная разновидность, когда самый кайф – не опережать соседа в разгадке тайны, а, наоборот, не делать ложных ходов. Не ловиться на обман, не ходить, куда не надо – нет, стоять и стоять на своем глобальном сомнении, пока не дождешься, чем кончится на самом деле. Хотя начало, повторенное три раза, уже знаешь наизусть. В тропическом ливне во время учений летел вертолет со спецназом и зверюгой-сержантом (Сэмюэл Л. Джексон). Потом над лесами Панамы послышалась стрельба, кто-то что-то кричал, и вот уже в штабе военной базы допрашивают единственного спецназовца, оставшегося целехоньким (Брайан Ван Холт).
Кадр из фильма "База "Клейтон"

Это делает баба-следователь (Конни Нилсен), а второй из оставшихся кончается в лазарете, и он генеральский сынок (Джованни Рибизи). Остальные погибли, но допрашиваемый молчит и требует мужика, причем только из своих. Утром не дай бог притащатся из Вашингтона, поэтому главный по базе принимает ответственное решение. Звонит старому приятелю – как раз мужику "из своих" (Джон Траволта) – и просит его приехать. Правда, мужик давно уволен из армии, а теперь под судом за взятку, и вообще с похмелюги, и девочку ему хочется, а работать не хочется совсем. Но все устаканивается, Траволта и Нилсен берут в оборот двух подследственных и выясняют страшное. Зверюга-сержант страшно издевался над своими солдатами, вертолетный десант был еще одним, последним издевательством. Ближе к ночи тропический ливень поливал его труп, а солдаты пытались выяснить, кто посмел это сделать. Но поскольку вмешались наркотики плюс неуставные отношения, дело кончилось перестрелкой.
Кадр из фильма "База "Клейтон"

Две противоположных версии – раненого и нераненого – вызывают равное количество сомнений, потом возникает третья, вроде бы несомненная, потом еще более несомненная, пятая, чтобы, в конце концов, все оказалось ровно наоборот и все равно сошлось, как и должно быть в приличной головоломке. "Сомневайтесь!" – было девизом Декарта давным-давно, и можно улыбнуться, что еще есть кому сомневаться, то есть кто-то еще в принципе соображает. В "Базе "Клейтон" в белых штанах походят как раз те, кто и предполагался – то есть приличные люди. Только если бы все это было снято для галочки, без вдохновенья, ремесленно, то при всем уважении мы такое уже тысячу раз видали. Это не было бы кино. Тем не менее, весь детектив – лишь достойное интеллектуальное обеспечение вполне живых картинок.

Траволта в чужой (не в своей) режиссуре вспоминает о чувстве юмора и отрывается так, что можно цитировать жесты. Конни Нилсен достаточно сексуальна, чтобы вихляющаяся фигурка разнообразила вечно озабоченную мину. Но главное – это сомнительность пейзажа. Дождь, тропики, полутьма, тьма, стрельба, гвалт, все мокрые, грязные, в камуфляже, и если кто-нибудь брякнет: "Что есть истина?", – то вот это и есть истина. Природа как бы подставлена под разгадку головоломки, смонтирована под нее – и смонтирована надежно, без пафоса и сантиментов – но вообще-то она главнее. То есть по кино все тоже с точностью до наоборот: совершенно без разницы, что там было на самом деле, так как ничего бы не было, если бы не было дождя.

Кадр из фильма "База "Клейтон"

Работа МакТирнана умиляет особенно, если знать, что все эти заросли, горы, реки декоративно построены на ровном летном поле в каком-то занюханном Джексонвилле. Это даже не Панама, а пальмы на поле просто завезли бочками. Внутри дубов сидели осветители и держали фонари. Дождь на "Базе "Клейтон" льется с подъемного крана. Нам до такого кино – вот примерно как пешком до Голливуда. И пусть оно жанровое, развлекательное и прочая – в сравнении с трехлетней давности "Генеральской дочерью", где тоже был Траволта и тоже расследование в войсках, прогресс налицо и радует.

Правда, подобная радость и вообще подобные фильмы требуют от смотрящих наличия самоиронии, что сразу отметает часть публики.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?