Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Находка»

Крепкая психологическая драма силами Алексея Гуськова превращена еще и во вполне увлекательное зрелище. Для только набирающегося опыта режиссера и сценариста – очень неплохо

Добавить в закладки
Таежный роман

Трейлер

Рыбинспектора Трофима Русанова не зря в округе прозвали Каргой, с ним невозможно договориться, от него не дождешься поблажки или снисхождения, в самый отдаленный уголок тайги заберется он в поисках браконьеров. Очередная стычка с «черными рыбаками» заканчивается потасовкой, и Трофим оказывается в одиночестве на дальней стороне залива без своей лодки – путь домой предстоит неблизкий и довольно сложный. Однако главная опасность ждет инспектора на полпути к деревне – в пустом домике у воды Трофим находит новорожденную девочку, находящуюся на грани жизни и смерти. Мужчина намерен спасти ребенка, но природа неумолима, она изменяет представление Русанова о мире и месте человека в нем.

Кадр из фильма "Находка"

По другим произведениям Тендрякова в советские времена было поставлено десять фильмов, самый известный из которых – «Чужая родня» Михаила Швейцера

Современные подростки, да и более старшее поколение наверняка уже даже и не знают, кто такой Владимир Тендряков, а ведь в середине прошлого столетия этот писатель был одним из ведущих реалистов советской литературы, членом правления Союза писателей. В середине 60-х Тендряков от бытоописания перешел к более глубокой прозе, в которой начал говорить о духовно-нравственных проблемах, о социальном разложении советского общества, чем сильно разгневал руководителей государства, лишивших писателя возможности публиковаться. Небольшая повесть «Находка» относится именно к этому периоду творчества Тендрякова, написана она была в 1965 году, но спустя полвека не утратила своего внутреннего стержня и актуальности, а потому прекрасно смотрится в экранизации Виктора Демента.

Кадр из фильма "Находка"

Картина «Находка» в 2015 году открыла программу XII благотворительного фестиваля «Лучезарный ангел», а Алексей Гуськов уже получил за свою роль приз киносмотра «Амурская осень» в Благовещенске

Конечно, Дементу пришлось пойти на некоторые изменения оригинала, хотя проза Тендрякова и без того весьма кинематографична. Дело в том, что сценарист перенес действие в наши дни, и хотя быт северной деревушки ничуть не изменился, совершенно иным стало зрительское восприятие происходящего на экране. Только этим мы можем объяснить дополнительную ожесточенность, внесенную в канву фильма. Нет в повести ни эпизода с утонувшим рыбаком, ни сцены попытки самоубийства, но таковы уж реалии – сегодня для того, чтобы растрогать зрителя, недостаточно просто ходить с маленьким живым комочком по непролазным сибирским снегам, нужны эмоции посильнее.

Кадр из фильма "Находка"

Однако все эти безусловно внушительные сцены – лишь наносное, поверхностное. Внутреннее напряжение в картине гораздо интереснее, ведь разыграно оно великолепным актером, а поднятая морально-этическая проблема действительно не решается в одно арифметическое действие. Главный герой по возвращении из своей вынужденной спасательной экспедиции пытается найти ту женщину, что обрекла младенца на неминуемую смерть. Движет им то самое чувство, которым он вершил закон все предыдущие годы, – острое желание справедливости. Каждый, по мнению Русанова, должен нести наказание за свои проступки, слабость не может являться оправданием, нет и не может быть поблажек тому, кто переступает черту, не важно, в большом или в малом.

Кадр из фильма "Находка"

Вот тут-то и кроется самая интересная деталь рассказа о Карге – в какой-то момент инспектор становится одержим своим поиском. Он поднимает на уши полицию и местную администрацию, он ходит по окрестным домам и даже соседним селам в поисках недавно родившей женщины. Трофим пока не представляет, что сделает с той, что свела его с ума в самом буквальном смысле, но он уверен в неотвратимости порицания. Столкновение же с реальностью окатывает героя ушатом ледяной воды – не ко всему, оказывается, можно подойти с единым мерилом «хорошее-плохое», не все в мире измеряется черно-белой нравственной шкалой, не одного его мучает эта трагедия.

Возможно, все это в том или ином виде мы лицезрели на экранах не раз и не два, но и не должен каждый фильм претендовать на оригинальность и новаторство. Важнее порой то, как рассказана история, с какими внутренними и внешними эмоциями, с каким напором и каким послевкусием. «Находка» берет именно своей эмоциональной частью – картина невероятно красива, интимно близка зрителю (многие сцены вам приходится переживать один на один с главным героем), она действительно трогает, увлекает и не дает однозначных ответов. Чуть портит ленту чрезмерно оптимистичный взгляд на трансформацию Трофима, но это проблема оригинальной повести. Во всем остальном получилась замечательная драма, достаточно крепкая для тех, кто любит серьезное кино, и вполне зрелищная для поклонников визуального восприятия фильмов.

С 3 декабря в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?