Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Почему продюсеры драмы «Война Анны» решили не выпускать картину в прокат

Кинематографисты и зрители всегда занимают разные стороны баррикад – несмотря на то что одни делают кино для других, а те, в свою очередь, оплачивают удовольствие или неудовлетворенность от просмотра, эти отношения теплыми не назовешь. Не ругает современное кино только ленивый, недовольных тем, как расходуются государственные деньги, выделяемые на поддержание индустрии, пруд пруди, но и режиссеры постоянно недовольны тем, что им попался «непонимающий» зритель, а при прочих равных обыватель всегда выберет сеанс голливудского блокбастера, но не отечественной картины. И все же соприкосновение двух стихий неизменно случается – ленты получают прокатные удостоверения, и зрители имеют возможность оценить результаты работы творческих коллективов, чтобы сойтись в новой непримиримой битве. То, что в последние пару дней происходит с картиной «Война Анны», несколько выбивается из привычных схем, и мы решили разобраться, что же происходит с картиной, которой прочили главные награды «Кинотавра», но в результате оставили с пустыми руками.

Картина режиссера и сценариста Алексея Федорченко «Война Анны» на минувшем «Кинотавре» стала одним из ключевых участников состязания за главный приз – показанная в числе первых, эта военная драма моментально собрала массу восхищенных отзывов критики и публики, которой посчастливилось побывать на сочинских показах. Фильм этот, хоть и рассказывает о войне, далек от привычных пафосных картин, снятых к очередному юбилею или по заказу Военно-исторического общества при Министерстве культуры, – действие ленты разворачивается в крайне скромных декорациях, в ней занят минимум актеров, а деление персонажей на своих и чужих далеко не безусловно. Несмотря на то что конкуренты у «Войны» подобрались внушительные, большому числу специалистов казалось, что победа у Федорченко в кармане.

Кадр из фильма «Война Анны»

Кадр из фильма «Война Анны»

Но не тут-то было – жюри отметило ленту лишь специальным дипломом, да и тот в своей формулировке «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка» выглядит скорее утешительным призом, чем вырванным в тяжелейшей борьбе кубком. Казалось бы, случается, в любом смотре кто-то остается в числе побежденных, а авторитет «Кинотавра» далеко не так высок, чтобы его главный приз служил пропуском в кинотеатры по всему миру, но продюсеры фильма поспешили объявить о самом радикальном решении, которое только можно принять в киноиндустрии: по словам Андрея Савельева, зрители картину не увидят, «Война Анны» не будет показана в прокате, не выйдет на экранах ТВ и не будет издана в цифровом формате.

К слову, стоит отметить, что пока эти слова не получили официальной формы, части кинокритиков и профильных изданий был разослан лишь небольшой пресс-релиз, в котором продюсеры обозначили свою точку зрения. Полновесного же обращения создателей ленты к коллегам и зрителям не было, что позволяет предполагать не слишком удачный рекламный ход, внутренний конфликт авторов или даже злую шутку, которые со временем можно будет «откатить» назад или просто забыть. Впрочем, «вброса» оказалось достаточно, чтобы заинтересованные зрители, показчики, кинолюбы и киноведы начали строить сложные теории того, что же послужило причиной конфликта и только ли в призах здесь дело.

Кадр из фильма «Война Анны»

Кадр из фильма «Война Анны»

Так вот, о призах. Наивно было бы полагать, что плашка «Победитель Кинотавра-2018» на постере картины, выходящей в прокат, имеет сколько-то весомое значение для зрителя, который в большинстве своем делает выбор уже перед самой кассой кинотеатра. Сочи – далеко не Канны, не Венеция и не Берлин, хотя и на победителей главных киносмотров планеты у нас очереди не выстраиваются, так что смешно жаловаться на то, что жюри конкурса отняло у «Войны» аудиторию. Вообще, если оглянуться назад и оценить кассовый успех предыдущих триумфаторов «Кинотавра», картина предстанет удручающая: относительно удачно в кинотеатрах прошли лишь те ленты, которые были «раскручены» без всякой привязки к фестивалю, но стоило прокатчикам отказаться от рекламной кампании, и фильм при всех регалиях терялся на задворках единичных показов.

Тут-то и возникла иная «версия» неожиданного ухода создателей ленты в себя: поползли слухи о том, что фильм потерял прокатчика, якобы очень рассчитывавшего на то, что в его пакете окажется лента, отмеченная призом главного фестиваля страны. Однако и этот поворот событий не кажется адекватным, ведь демонстрировать картину в кинотеатрах наверняка согласилась бы компания чуть менее раскрученная, но вполне опытная, а для показов в рамках многочисленных фестивалей и продажи на ТВ и вовсе не нужен дополнительный посредник. Насолить таким образом продюсеры могли только самим себе и зрителю, но никак не разорвавшему контракт партнеру.

Кадр из фильма «Война Анны»

Кадр из фильма «Война Анны»

Кстати, о финансовых потерях, которые создатели «Войны Анны» могут понести в результате отказа от проката, стоит поговорить отдельно, ведь, в отличие от большинства лент, представленных на том же «Кинотавре», фильм Федорченко снят без участия средств Фонда кино или иной государственной поддержки. Небольшой, но вполне ощутимый бюджет картина собрала благодаря инвесторам и краудфандинговой системе – теперь все вложившие средства в съемки остаются без возможности увидеть результат своих инвестиций. Россия, впрочем, пока не стала страной, во всем полагающейся на судебную систему, иначе продюсерам, намеренно прячущим фильм, грозило бы разорение по многочисленным искам. При этом своего слова еще не сказала съемочная команда, даже режиссер сохраняет подозрительную тишину – в Голливуде подобная попытка убрать фильм в стол вызвала бы череду скандалов такого размаха, какой Харви Вайнштейну и не снился.

Тогда что же на самом деле происходит? После того как первый эффект неожиданности от заявления постепенно рассеялся, многие стали склоняться к тому, что заявление Савельева – не более чем хитрый маркетинговый ход, призванный притянуть дополнительное внимание к проекту, который по большому счету в стандартных условиях не имеет шансов как-то заинтересовать широкую публику. Создается впечатление, что «Война Анны» желает пойти путем «Довлатова» и несколько распалить интерес к себе не совсем честными методами. Вспомните, российский прокатчик «Довлатова» огорошил зрителей суровым заявлением: фильм будет идти в кинотеатрах только 4 дня, и другого шанса увидеть картину у вас уже не будет. Тем не менее лента спокойно прокатывалась и дальше первоначально указанного срока по, так сказать, «многочисленным просьбам зрителей». Возможно, что и авторы «Анны» после нескольких дней в «третьей позиции» «снизойдут» до простого зрителя и дадут нам возможность увидеть свое творение в кинотеатрах, а уж мы, подогретые скандалом, создадим ажиотаж и аншлаги.

Да, все происходящее может оказаться всего лишь циничным троллингом, намеренным или случайным, выведенным из объективно сложившейся ситуации. И пусть будет так – в конце концов зрители не должны лишаться возможности видеть современное российское кино в момент его наибольшей актуальности. Этот этап мы уже проходили – картины Александра Сокурова, Алексея Германа-старшего и множества других постановщиков лежали на полках годами, пусть и по иным причинам, так стоит ли возвращаться к порочной практике? Какими бы ни были проблемы, сколь сильными бы ни были обиды, готовый фильм должен исполнить свое главное предназначение – встретиться со зрителем, и только после этого можно решать его судьбу. Так что не оставляем надежд увидеть «Войну Анны» в кинотеатрах, иначе быть не должно.

Комментарии  19

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть