Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Бернардо Бертолуччи о своем фильме

О своей работе над фильмом «Ты и я»:

В 2003-м году Бертолуччи снял фильм «Мечтатели» – ностальгическое возвращение в Париж 1968 года. Вскоре после съемок этой картины болезнь заставила мастера уйти из кино. Фильм «Ты и я» – первый полнометражный фильм, снятый режиссером после десятилетнего перерыва.

Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи

Когда несколько лет назад я потерял возможность двигаться, то подумал, что моя карьера в кино закончена. Я не мог свыкнуться с мыслью о том, что я больше никогда не буду снимать фильмы. Но когда я понемногу освоил «искусство» жизни в инвалидном кресле, то понял, что вполне могу снимать фильмы сидя, а не стоя. Сделав «Ты и я», я чувствую, что вернулся к жизни и готов приступить к съемкам следующего фильма.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

Но пока я рассказываю вам о фильме «Ты и я». Все началось два года назад, когда Никколо Амманити принес мне свой роман «Io e Te» («Я и ты»), который только что вышел из печати. Прочитав первые несколько страниц, я почувствовал желание обязательно снять по этой книге фильм. К тому времени я уже 30 лет не снимал фильмы на итальянском языке. И вот теперь я понял, что жажду услышать в своем фильме итальянскую речь, с нетерпением жду того момента, когда смогу снимать итальянский фильм с итальянскими актерами в Италии!

Сюжет романа требовал некоторых переделок. Поэтому я попросил Амманити поучаствовать в написании сценария вместе с Умберто Контарелло и Франческой Марчиано. Впрочем, самые важные изменения не попали в сценарий. Дело в том, что они были внесены в сюжет не в момент написания сценария, а уже во время съемок. И в этом сущность кино!

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

Меня увлекла идея превратить привычную «клаустрофобию» – страх тесного захламленного пространства – в «клаустрофилию» – любовь к пребыванию в замкнутом пространстве подвала. Я старался сделать так, чтобы один и тот же подвал выглядел по-разному в каждой сцене – он меняется в зависимости от освещения и от планов мальчика, Лоренцо. Я хотел, чтобы обстановка подвала производила каждый раз иное впечатление, чтобы с развитием сюжета в подвале все время появлялось что-то новое.

На то, чтобы отобрать актеров на роли Лоренцо и Оливии ушло несколько месяцев. Я встретился практически со всеми итальянскими актрисами возраста героини, как очень популярными, так и совсем неизвестными. Честно говоря, мне хотелось найти два новых лица, которых еще не видели в кино. На роль Лоренцо мы отсмотрели огромное количество актеров. Я давно тесно не общался с подростками, и не мог представить себе лицо Лоренцо. Но все сомнения отпали, когда я увидел большие глаза Якопо Олмо, его прическу в духе Роберта Смита из The Cure, маленькое лицо, которое напомнило мне молодого Малькольма МакДауэлла и, как ни странно, персонажей картин Пазолини… Я видел, как Якопо Олмо буквально рос перед камерой в дни съемок. Или это мне только казалось?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

Я всегда уделяю особое внимание музыке в фильмах. Ведь как учат нас великие традиции американских мюзиклов, музыка делает возможным в кино то, что кажется невозможным… Песню «Ragazzo Solo Ragazza Sola» я впервые услышал очень давно по радио, когда ехал по улицам Лос-Анджелеса в своей машине. Дэвид Боуи пел на итальянском, пытаясь сохранить свой английский акцент. Это была итальянская версия его песни «Space Oddity». Он там поет: «Земля передает майору Тому. Майор Том передает Земле», и так далее. В итальянском варианте это зазвучало как: «Скажи мне, одинокий мальчик, куда ты идешь, потому что там, куда ты идешь, столько боли…». Песня с научно-фантастическим сюжетом стала романтической итальянской песней. Текст на итальянском написал Могол (Джулио Рапетти – прим. ред.), которого я просто обожаю, он прекрасный поэт. И эта итальянская версия песни пригодилась для одной особенно важной сцены в фильме «Ты и я».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

Начиная съемки «Ты и я», я с радостью ухватился за возможность использовать новые технологии, которые появились в кино за время моего десятилетнего отсутствия. Я даже подумывал снять «Ты и я» в 3D. Мы сделали несколько пробных сцен на студии Чинечитта. Но это слишком долгий процесс для меня. В моих фильмах один кадр дает рождение другому, а тот третьему… В моем кино нет времени на сложные технологии – двигать эти трехмерные камеры или просто менять линзы. Может, через пару лет я снова попробую… Потом я решил снять фильм на цифру. Но эта неконтролируемая яркость была невыносима для меня. До этого я не задумывался над тем, как велика моя ностальгия по импрессионизму и насколько сильно она связана у меня с 35-миллиметровой кинопленкой. Но когда я понял это, то решил снимать «Ты и я» старым проверенным способом.

О Якопо Олмо Антинори (исполнителе роли Лоренцо):

Услышав его голос, я подумал: неужели ему правда 14 лет, как он говорит? С этого момента он начал раскрываться. Он был мальчиком, но при этом прирожденным актером, удивительно гибким к требованиям режиссера. В своей жизни я мало встречал таких профессионалов, как он в его 14 лет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

О Теа Фалько (исполнительнице роли Оливии):

Когда я первый раз увидел Теа Фалько, я спросил ее: «О чем ты думаешь»? И она ответила: «Я думаю о том, как хорошо бы было мне не иметь свою точку зрения. Тогда нам с вами не придется спорить». Я вставил эту ее фразу в свой фильм. Теа – она особенная девочка.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Ты и я"

Комментарии  92

Ссылки по теме


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть