Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Интервью с режиссером фильма «Ночные стражи» Эмилисом Веливисом

В последний летний уик-энд на российские экраны выходит масштабная постановка «Ночные стражи», которая связывает русский фольклор с современной жизнью крупного мегаполиса

Добавить в закладки
У русского кино особенная драматургия

– Как театр начинается с вешалки, так фильм для зрителя начинается с названия. Долгое время ваш проект был известен под именем «Крылья» и лишь недавно сменил название на «Ночных стражей». Что случилось и кто был инициатором таких перемен?

– Действительно, такая перемена произошла, и довольно недавно, когда фильм получил прокатчика. Всех подробностей не расскажу, да я, как режиссер, и не владею всей полной информацией, но были проведены определенные исследования аудитории, прокатчик работал с фокус-группами – название «Ночные стражи» в объективном соревновании с другими вариантами заняло первое место. Можно сказать, мы пошли навстречу пожеланиям зрителей.

– Не жалко вам было расставаться с «Крыльями»?

– Откровенно говоря, небольшое чувство потери было. Мы ведь долгие месяцы подготовки, съемок, постпродакшена называли фильм «Крылья» между собой. Это в какой-то степени входит в привычку, сливается с общей атмосферой. Но сейчас я вынужден признать – «Ночные стражи» более точно обозначают и сюжет, и внутреннюю струну фильма. «Крылья», безусловно, романтичное и воздушное название, подходящее для идеи, но результатом нашей работы стали именно «Ночные стражи», кино колоритное, плотное и энергичное.

Эмилис Веливис и команда фильма "Ночные стражи"

– Кто стоял у истоков этого проекта?

– С самого начала идея фильма принадлежала паре продюсеров – Рубену Дишдишяну и Вадиму Горяинову. Именно они пригласили меня на должность постановщика, именно с ними я обсуждал все детали будущей картины. Это очень креативные, инициативные люди, ни на минуту не оставлявшие проект. Даже если их не было в съемочном павильоне, они регулярно отсматривали готовый материал и постоянно находились в контакте с актерами и съемочной группой. Но это отнюдь не означает, что они всех держат на короткой цепи, наоборот, мне как режиссеру была предоставлена определенная свобода, и никакого давления с их стороны я не ощущал. Я очень рад, что познакомился с этими людьми, они настоящие профессионалы, тонко понимающие индустрию, умеющие собирать команду и достигать с ней максимальных результатов.

– Своей собственной работой вы довольны?

– Этот вопрос всегда подразумевает некоторую наигранную самокритику, но в данном случае я действительно вижу некоторые минусы в фильме, допущенные мной как режиссером. Но я такой человек – я никогда не буду доволен своей работой на все 100 процентов. Во всех своих проектах я вижу режиссерские ошибки, но я полагаю, что для режиссера это нормально, это заставляет двигаться дальше. Если когда-нибудь я скажу, что мой собственный фильм мне полностью нравится, считайте – все, меня пора хоронить.

На съемочной площадке фильма "Ночные стражи"

– Предыдущие ваши работы не предвещали обращения к жанру фэнтези. Что произошло? Что заставило вас от реальности метнуться к сказкам?

– Вы знаете, перед тем как я вошел в проект, я рассматривал «за» и «против», и этих самых «против» было гораздо больше. Меня к тому же подгоняли несколько других предложений, но я сделал выбор в пользу «Стражей» по одной простой причине – это настоящая крутая авантюра, такие проекты редкость, и подобный шанс может больше никогда не выпасть. Городское фэнтези – вещь редкая не только в России, но и во всем мире. Слишком узкая аудитория, слишком скромные бюджеты, слишком рискованные вложения. Признаюсь, я очень люблю жанровое кино и всегда хотел снять ужастик или, может быть, что-то в области научной фантастики. Здесь я получил возможность поработать если не на полновесном хорроре, то в таком узком жанровом сегменте, где волей-неволей приходится сталкиваться с канонами и правилами жанрового кино. Я много раз перечитал сценарий и, когда увидел, что команда собирается очень серьезная, готовая отважно броситься в этот мир нечисти, понял, что мы сможем сделать что-то интересное, что-то такое, чего до нас здесь никто еще не делал.

– Удалось ли вам что-то свое внести в сценарий или у проекта скрипт уже был готов к тому времени?

– Нет-нет, мы очень много работали над сценарием до начала съемочного процесса. Причем я не переписывал его, мы просто встречались со сценаристом, с креативным продюсером, со специалистами по спецэффектам и как бы «проигрывали» сцены в наших головах, искали новые подходы, избегали тонких мест и проблем. Кроме того, я стремился сделать фильм ближе жанровому кино. Другое дело, что только теперь я понял, что в России несколько по-иному понимается само выражение «жанровое кино». Мир не относится к нему как к чему-то простому, непотребному, низкому. Мне не удалось понять причину такого взгляда сверху вниз на жанровое кино со стороны некоторых российских режиссеров и продюсеров, возможно, это связано с коммерческой направленностью таких фильмов. Но знак равенства между кассовым и жанровым кино нельзя ставить. Хорошая жанровая лента может быть успешной в прокате, а может и нет, и так же авторский фильм может получить широкий прокат и вместе с ним внушительную кассу. Впервые взяв сценарий, я тут же задался вопросом: а что мы хотим получить? Либо это будет авторское высказывание, чуть более сложное, чем средний фильм, более многогранное. Либо мы целимся в самую широкую кинотеатральную аудиторию и делаем кино-зрелище, жанровую картину с прицелом на долгий и объемный прокат. Рад, что мне удалось убедить продюсеров пойти вторым путем. Пришлось, правда, дописать несколько крупных экшен-сцен, но истории это только пошло на пользу.

– Вполне очевидно, что картину в таком жанре так или иначе приходится снимать на зеленом фоне. Было ли это чем-то новым для вас? Насколько сложным был этот процесс? Как с этим вызовом справились актеры?

– Разумеется, я уже работал с хромакеем, и вообще, сейчас уже невозможно себе представить картину, в которой как-то не использовался бы зеленый фон, пусть и в крохотных эпизодах. Но «Ночные стражи» оказались настолько масштабным проектом, что такого количества сцен с «зеленкой» в России еще не было. Я знаю, что сейчас одна из компаний снимает в России фильм полностью на зеленом фоне, как «300 спартанцев» Зака Снайдера, но сегодня мы можем смело заявлять, что нашей ленте пока принадлежит первенство по числу подобных эпизодов – около 40% всех сцен снято у нас на хромакее. Это много, очень много. Для меня это, впрочем, труда не составило – у меня нет проблемы с воображением и фантазией. Кроме того, мы очень хорошо подготовились – раскадровки у нас были прорисованы практически для всего фильма, фантастические художники, и великолепная команда операторов была готова ко всему. Все, что от меня требовалось – зарядить актеров, поставить правильную задачу, передать свои замыслы, добиться точной реакции. По большей части это удалось. Разумеется, актерам нужно ощущать пространство, в котором они существуют, им нужна помощь постановщика. Это требует более тесной работы актера и режиссера – мы с этим справились.

На съемочной площадке фильма "Ночные стражи"

– Как сложились ваши отношения с актерами?

– О, об актерах я могу говорить только хорошее или очень хорошее. У нас сложилось отличное взаимопонимание, мы много обсуждали героев, причем никто не оставался в стороне, все предлагали какие-то детали, какие-то изюминки своим персонажам. Подготовка прошла в высшей степени профессионально, я могу только восхищаться такими коллегами по площадке. Нам очень повезло, что Леонид Ярмольник и Ваня Янковский оказались настолько расположены друг к другу. Они моментально притерлись еще вне съемочной площадки, и мы поняли, что на эту пару можно опереться, от нее строить остальной сюжет. Сценарий ведь дает только какие-то основы характеров, но наши актеры вытянули из каждого по максимуму и еще столько же добавили своего. Я очень рад такому сотрудничеству.

На съемочной площадке фильма "Ночные стражи"

– Существенной частью сюжета вашего фильма стал штаб борцов с нечистью, расположившийся в московском метро. Как вы снимали сцены в подземке? Что снималось непосредственно в метро, а что в павильонах?

– Да, действительно, подземный мир занимает большую часть нашего фильма. Но снимать его в условиях московского метрополитена просто нереально – нам позволяли опускаться под землю только на три часа в сутки глубокой ночью и в строго определенных местах. Разумеется, снять что-то большое в таких условиях невозможно, поэтому единственное, что снято нами в реальных перегонах, – это проезд вагонов в тоннеле. Для всего остального нам пришлось построить часть тоннеля и вагон внутри студийного павильона и там снимать основные сцены. Самая большая наша экшен-сцена на 8 минут, действие которой разворачивается в двигающемся спецвагоне метрополитена, снята в павильоне, но это нам позволило развернуться на полную катушку. Такого российское кино еще не видело. Съемки этого эпизода заняли у нас десять дней кропотливой работы – получилось действительно красиво и впечатляюще. При том, что в Голливуде на такую сцену отводится три-четыре недели.

– Кто занимался спецэффектами в вашем фильме? Как проходила работа супервайзера в проекте?

– Графикой в «Ночных стражах» занималась компания Main/road Армана Яхина, и я очень рад такому сотрудничеству. С первых дней проработки проекта рядом со сценаристами, операторами и художниками находился или сам Арман, или его подручные. Мне остается только удивляться той фантазии, с которой студия подошла к постобработке, на прорисовке фильма было занято полторы сотни человек, каждый из которых невероятный профессионал. Нам повезло, что и Арман, и его помощники очень любят фэнтези, поэтому они взялись за проект с воодушевлением, желанием и страстью, и это не замедлило отразиться на кино.

– Отечественные кинопроизводители в России часто говорят о том, что они делают кино мирового уровня, однако в то же время далеко не каждый российский фильм получает возможность прокатываться на Западе, а уж те проекты, которые прошли за границей хоть сколько-то заметно, и вовсе можно по пальцам пересчитать. По вашему мнению, «Стражи» могут рассчитывать на интерес зрителя за рубежом или это продукт сугубо для России и стран экс-СССР?

– Это непростой вопрос. Я полтора года провел в России, и мне все это время было интересно, почему российские фильмы, среди которых есть очень крепкие, действительно качественно сделанные, не переходят границу России? Я пересмотрел много фильмов, изучил их сюжетные ходы и пришел к выводу, что самая большая проблема кроется в драматургии. Она отличается от западной и не всегда удобна западному зрителю.

– Ваш фильм обладает «западной» драматургией?

– Не совсем. В нем немало контекстных вещей, и это тоже очень влияет на зрителя. Мы вскоре будем показывать картину у меня на родине в Литве, но уже сейчас я понимаю, что часть зрителей просто не поймет, про что мы говорим. Контекст, который здесь очень помогает, который погружает россиян в сюжет, притягивает мелкими узнаваемыми вещами, вовне, в остальном мире, не будет работать, не зацепит и даже будет мешать.

– Не могу не спросить о «Ночном дозоре». Так или иначе зрители будут соотносить ваши фильмы…

– Полагаю, что общее у них – только название…

На съемочной площадке фильма "Ночные стражи"

– То есть, по-вашему, зрителям не стоит искать связи, обвинять вас в плагиате или попытке сыграть на чужом поле?

– Нет. Я, конечно, видел фильмы уважаемого мной Тимура Бекмамбетова. У нас нет ничего общего ни в сценариях, ни в концепциях, ни в стилистике, ни в режиссерских подходах. Я не считаю, что «Ночной дозор» – это жанровое кино, это скорее фильм-клип. А у нас есть история, есть развитие персонажей, есть претензии называться жанровой картиной.

– Ну и давайте в финале попробуем заглянуть в будущее. Обычно такого размаха картины делаются с надеждой на продолжение. Оставили ли вы в финале картины лазейку для сиквела и готовы ли продолжить работу в случае «зеленого света» второй части?

– Да, разумеется, мы оставили возможность для возвращения и развития истории в новых фильмах, но, как вы понимаете – и это правильный подход, – продюсеры сейчас будут ждать реакцию на эту картину, а потом уже будут вести речь о сиквеле. Приму ли я участие в возможном продолжении? Сложно загадывать. Все будет зависеть от занятости, от материала, который предложат сценаристы, от степени свободы для меня как постановщика. Мне понравилось работать над «Ночными стражами», но сейчас их нужно передать зрителю и ждать реакции. Со своей стороны мы отработали на 100 процентов и сделали фильм, который обязательно понравится зрителям. Послушаем, что они скажут после просмотра, и тогда будем смотреть в будущее.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?