Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Фильм-долгострой по Рэю Брэдбери наконец выходит на экраны

Громкий провал для Голливуда не в диковинку. При таком объеме кинопроизводства прокол в одном месте легко компенсируется ажиотажной истерикой в другом. Но сокрушительная неудача фильма «И грянул гром» /Sound of Thunder, A/ (2005) особенно обидна.

По идее – это экранизация одной из самых глубоких и емких новелл Рэя Брэдбери. Рассказ был о том, что все в мире взаимосвязано, и если порвать единую цепь времен и эволюции, то мир пойдет кувырком.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "И грянул гром"

Человек на машине времени отправился на шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет тому назад. «Христос еще не родился. Моисей еще не ходил на гору беседовать с богом. Пирамиды лежат в земле, камни для них еще не обтесаны и не сложены. Александр, Цезарь, Наполеон, Гитлер – никого из них нет», – пишет Брэдбери, и дух захватывает от ощущения еще девственного чрева человеческой истории. Но в этом чреве герой новеллы случайно раздавит бабочку. Убитая бабочка не даст потомства, развитие мира пойдет по другим рельсам, песчинка стронет лавину. Человек вернется домой, а у власти другой президент – «крепкая рука», фашист.

Новелла изящна по стилю и очень лаконична: писателя-философа не интересовали приключения, его вполне удовлетворил парадоксальный виток мысли. Новелла будоражит воображение. За нею бездны правды об истории и мире. И предостережений. И прогнозов. Убить бабочку и порвать таким образом цепь времен – то же самое, что убить Адама, который уже никогда не оплодотворит Еву и не положит начало человечеству.

Кино с таким материалом не справится по определению. Раздавить по сюжету бабочку – минутное дело, а дальше? То, что Голливуд из этого сделает приключенческий боевик, еще одну историю про гибель и спасение мира, – было очевидно. Вопрос только в том, с какой изобретательностью, умом и талантом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "И грянул гром"

Итак, некая фирма «Тайм сафари» отправляет богатеев в тур по времени. Путь в меловой период выглядит как туннель метрополитена. Хуже, что нападающий тираннозавр, которого по программе надо убить, смотрится словно допотопная рирпроекция перед актерами, даже не умеющими изобразить ужас. Политическая игра Брэдбери с предстоящими президентскими выборами между фашистом Дойчем и демократом Кейтом – это для кино тоже слишком интеллектуально. Поэтому там, где Брэдбери ставит эффектную финальную точку, картина режиссера Питера Хайэмса только начинается. В ней появится Чикаго, искореженный попорченной эволюцией, а сама историческая катастрофа вопреки логике растянется на несколько этапов – мол, волны времени докатываются поочередно. То есть идея эволюции, накопления и передачи природного опыта подменена чем-то прямо противоположным – революционными конвульсиями. И первым от этого страдает изящество мысли Рэя Брэдбери. Но небоскребы уже покосились и выглядят макетами, площади уже пусты и смотрятся компьютерной графикой, стены уже затянуты доисторическими растениями, в окрестных лесах бегают-летают страшные обезьяноящеры. Остается найти способ починить, заштопать и срастить эволюцию, пока сами герои не превратились в рыбоптиц.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "И грянул гром"

Развитие сюжета пошло по другому, вполне стандартному пути, а оригинальная мысль писателя, положившая начало целой серии антиутопий, погребена под тоннами студийной бутафории. Думать больше не надо. Надо бояться обезьяноящеров. Но даже и это не получится: спецэффекты в фильме сработаны на доисторическом уровне. Художники словно впервые взяли в руки компьютерную мышку и теперь упиваются тем, как прыгает по нарисованным 3D-камням аляповатая 3D-повозка.

Катастрофу всего предприятия, как часто бывает, завершили деньги. Компания «Franchise Pictures» запускала картину, уже приближаясь к банкротству. Из звезд удалось купить только Бена Кингсли, который в банальной роли алчного дельца чувствует себя не в своей тарелке. Для съемок искали студию подешевле – нашли «Баррандов» в Праге. Съемки начались еще в 2002 году, но финансовые катаклизмы оттянули печальный финал до нынешних времен. Бесславная премьера вряд ли поправит дела компании. Она убила своего Адама.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  162



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть