Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Хардкор»

Гротескная и кровавая российско-голливудская экшен-комедия с невменяемым сюжетом, снятая от первого лица.

7
оценка

Когда киборг Генри приходит в себя в лаборатории, где его создали из искалеченного трупа, он не помнит ничего о своей прошлой жизни. Исследовательница Эстель (Хейли Беннетт) объясняет ему, что он – ее бывший муж и что она оживила его на деньги хорошо обеспеченного преступника Акана (Данила Козловский), который пытается создать армию сверхсолдат. В этот момент Акан вламывается в лабораторию и пытается убить Генри. Когда киборгу удается сбежать, он решает спасти Эстель и расправиться со всеми подручными Акана. Помочь ему в этом старается лишь один человек – загадочный Джимми (Шарлто Коупли), который появляется то в одном, то в другом облике и постоянно погибает, что не мешает ему раз за разом возвращаться к Генри.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Жена режиссера актриса Дарья Чаруша сыграла в фильме одну из проституток и сочинила музыку ленты

«Хардкор» появился на свет благодаря двум видеоклипам, которые российский музыкант и режиссер Илья Найшуллер снял для своей рок-группы Biting Elbows. Эти клипы произвели фурор в Интернете, поскольку состояли из гиперэнергичных экшен-сцен с множеством трюков, снятых от первого лица закрепленной на голове оператора камерой. Их заметили как в России, так и на Западе, и Тимур Бекмамбетов как продюсер предложил Найшуллеру снять целый боевик в этом стиле. Поначалу режиссер сомневался, что в этом есть смысл, но затем все же загорелся проектом и дебютировал в кино, причем сразу с международным англоязычным фильмом с российскими и иностранными звездами. Шарло Коупли, например, прославился благодаря «Району № 9», «Элизиуму: Рай не на Земле» и «Малефисенте».

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

«Роль» главного героя исполняли несколько операторов, включая самого режиссера фильма

К сожалению, сомнения Найшуллера по поводу замысла Бекмамбетова оказались справедливы. «Хардкор» больше проигрывает, чем выигрывает от того, что подражает видеоиграм и предлагает зрителям увидеть мир глазами немого протагониста. Кино как искусство держится на эмпатии, на сопереживании видимым героям. Даже в хоррорах жанра «найденные пленки» на экране постоянно присутствуют друзья или коллеги невидимого оператора (если он невидим), и их страхи передаются зрителям. Герой же «Хардкора» – одиночка. Джимми чаще объясняет ему, что делать дальше, чем сражается с Генри плечом к плечу. Кроме того, Джимми столь причудливый тип, что сопереживать ему трудно даже в конце картины, когда зрители узнают, почему он появляется в разных обликах и кажется бессмертным.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Полноценного же подражания видеоиграм не получается, поскольку зрители не управляют Генри. Фактически фильм предлагает посмотреть, как кто-то другой, никак не комментируя свои действия, играет в игру. Причем с включенными чит-кодами (как «усиленный» киборг, Генри легко может пережить такое, что обычного человека бы убило). Найдите такие видео на YouTube, и вы сразу заметите, что ничего скучнее в жанре «летсплей» не бывает. Подобные записи могут быть интересны как демонстрация игры, но их эмоциональное вовлечение минимально.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Это относится и к «Хардкору». Создатели фильма, кажется, сделали все возможное, чтобы их кино воспринималось с ироническим отстранением – как набор трюков, шуток и перестрелок, а не как полноценное драматичное повествование, пусть и собранное из жанровых штампов. «Коммандо» в сравнении с «Хардкором» – как «Братья Карамазовы» в сравнении с «Коммандо». Даже клипы Найшуллера сильнее вовлекают, поскольку их невидимый протагонист – человек, а не полуробот, на каждом шагу демонстрирующий свою нечеловечность.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Другое дело, что как набор эффектных аттракционов «Хардкор» очень даже смотрится. Ни одна его экшен-сцена в точности не походит на другую. Генри то прыгает из вертолета без парашюта, то дерется в рукопашную с целой армией солдат, то участвует в головокружительных гонках на машине, мотоцикле и своих двоих, то забирается на высотное здание, то пробивается сквозь бордель, заполненный полуобнаженными и обнаженными девушками, то, как советский партизан, грудью встречает танк… Кровь льется рекой, разбитые головы разлетаются как взорванные арбузы, и Генри убивает противников всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Когда же действие ненадолго останавливается или замедляется, то в кадр заходит Шарлто Коупли и выдает очередную порцию абсурдной клоунады во все более нелепых имиджах вроде байкера-хиппи или британского полковника времен Второй мировой войны. В принципе, ленту можно назвать актерским бенефисом южноафриканской звезды, поскольку Коупли, кажется, показывает все, на что он способен как комик. Он даже поет, причем вполне профессионально.

Кадр из фильма "Хардкор"

Кадр из фильма "Хардкор"

Есть в фильме и другие источники юмора, одним из которых оказывается загримированный под альбиноса Данила Козловский. Он настолько странно выглядит и настолько странно себя ведет, что при виде Акана трудно удержаться от ухмылки. Это, понятно, тоже не красит «Хардкор» как драму, поскольку злодей все-таки должен вызывать у зрителей уважение и страх. Акану же не помогает даже его мощный талант телекинетика, благодаря которому он вплоть до финала не подпускает к себе Генри. Но снявши голову, по волосам не плачут – убедительность Акана сама по себе не сделала бы картину более эмоционально вовлеченной. Так что не важно, смешит он или страшит. Важно лишь то, что он вообще развлекает.

Кстати, в России «Хардкор» куда смешнее, чем на Западе, поскольку многие комичные реплики на русском языке в американской версии картины оставлены без перевода и поскольку в США никто не засмеется, увидев Сергея Шнурова и Александра Паля в эпизодических ролях убийц. C другой стороны, картина пытается представить Москву, где развивается действие, как странное и чуждое для героя место. Что в России, разумеется, не работает. Для нас Москва куда естественнее Лос-Анджелеса, и чужими кажутся как раз Генри и Джимми. Но, конечно, было бы удивительно, если бы подобное кино одинаково воспринималось по обе стороны океана…

С 7 апреля в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  172

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть