Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Знамение»

«Знамение» – фильм-катастрофа создателя «Темного города» Алекса Пройаса с Николасом Кейджем, в котором «Секретные материалы» встречают «Откровение Иоанна Богослова».

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Знамение"

Астрофизик Джон (Николас Кейдж) – сорокалетний вдовец с лысеющей умной головой и скорбными носогубными морщинами – днем читает лекции о строении Солнечной системы, вечером жарит сыну-вегетарианцу фрикадельки, размышляя над вопросом, одиноко ли человечество во вселенной, а ночью, сидя в продавленном кресле со стаканом виски, слушает угрюмого Бетховена. Собственно, одного взгляда на него достаточно, чтобы поставить человечеству неутешительный диагноз – оно одиноко, глубоко несчастно и точно обречено на вымирание. Последнее – такой же научный факт, как расстояние от Земли до Солнца, и астрофизик Джон получает его подтверждение в цифрах, доказывающих, что хомо сапиенсу, похоже, настает кирдык. В школе сына откапывают «капсулу времени» с посланием умной девочки, предсказавшей на полстолетия вперед главные мировые катастрофы с датами, координатами GPS и точным количеством погибших. Три из них еще не произошли. Тому, как они происходят, а герой, размахивая цифрами, пытается их предотвратить, посвящена оставшаяся часть картины.

Хмурый Алекс Пройас, снявший когда-то бессмертных «Ворона» /Crow, The/ (1994) и «Темный город» /Dark City/ (1997), а затем перешедший на голливудский консенсус в «Я, робот» /I, Robot/ (2004), в «Знамении» /Knowing/ (2009) любит спецэффекты – ставшая уже знаменитой сцена падения «боинга» снималась много дней, чтобы с грохотом и лязгом мелькнуть на экране. Еще несколько катастроф пограндиозней и мрачных чудес понеожиданней были сняты явно из тех же соображений, что движут Роландом Эммерихом – во-первых, это красиво…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Знамение"

За чувства же тут отвечает Николас Кейдж, а это проблема – эти печальные очи со слишком одинаковым выражением смотрят весь тот ералаш, в котором он снимается последнее время. Отличие «Знамения» в том, что формула «ужасное и Кейдж» доведена здесь до абсурда: на главного героя, в частности, в буквальном смысле обрушивается Солнце – как бы в ответ на то, что одинокий пьющий астрофизик долго и беспардонно пялился на него в свой телескоп. Похоже, что тот, кто заправляет небесной канцелярией, просто оказался не в силах терпеть на себе этот увеличенный линзами тоскливый взгляд. Раньше подобных вуайеристов высшего промысла сжигали за их телескопы на кострах, так что прогресс на лицо: за возмущенное общественное мнение сейчас отвечает не церковники, а мастера по спецэффектам, с удовольствием описывающие последствия чрезмерного увлечения наукой.

Вся прочая религия, включая сакраментальное «и только дети войдут в царствие небесное», в «Знамении» остается в силе, и когда фильм ближе к середине начинает мутировать в кошмар агентов Малдера и Скалли, это даже восхищает – идею «Секретные материалы» /The X-Files: I Want to Believe/ (2008) встречают «Откровение Иоанна Богослова» следует признать плодотворной. Но если она его и заинтересовала, то виду Алекс Пройас не показал – просто терпеливо затыкал дыры в сценарии спецэффектами и беготней астрофизика.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Знамение"

Жаль. Еще десять лет назад в гениальном «Темном городе» австралиец точно знал, какого рода знание необходимо, чтобы одолеть космическую энтропию.

Комментарии  110

Читайте также

показать еще


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть