Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Ваня против Голливуда

Первые цифры проката 2016 года уже известны, и они впечатляют. Несмотря на солидную конкуренцию, новый мультфильм студии «Мельница» «Иван Царевич и Серый Волк 3» взобрался на вершину бокс-офиса

Добавить в закладки
Ваня против Голливуда

Пятьдесят лет назад кинематограф возрождающейся после войны Японии был под сильнейшим голливудским давлением. Если художественное кино еще как-то могло ему сопротивляться, то у полнометражных мультфильмов почти не было шансов выстоять против хлынувших в страну диснеевских лент, накопившихся за годы вражды США и Японии. Хотя японцы еще во время войны начали вкладывать средства в мультиндустрию, чтобы противостоять американцам на всех возможных фронтах, их полнометражные анимационные ленты были далеко не так красивы и эффектны, как голливудская продукция.

Вместо того чтобы продолжать совершенствоваться в искусстве создания кинолент, японские аниматоры в начале 1960-х сделали ход конем. Опершись на пользовавшиеся большой популярностью национальные комиксы, они начали выпускать телевизионные мультсериалы – примитивно нарисованные, но зато от серии к серии рассказывающие захватывающие истории о популярных комиксных персонажах. Как мы теперь знаем, это было гениальное решение, позволившее японской анимации выстоять, набрать производственные и творческие обороты и со временем стать уникальным феноменом с собственным названием «аниме».

Кадр из мультфильма "Иван Царевич и Серый волк 3"

Россия, разумеется, не Япония, но проблемы у нас сейчас примерно те же, что и у японцев тогда (а отчасти и в XXI веке). Как выстоять под давлением голливудской индустрии, с которой невозможно тягаться по размаху и технической сложности постановок? Как сделать так, чтобы взрослые водили детей как на западные, так и на российские семейные ленты? Хотя это вопрос не только национального бизнеса, но и национального престижа, абсурдно требовать, чтобы зрители ходили на определенные фильмы, потому что «так надо». В художественном состязании смысл имеет только честная победа. Картины, которые смотрят по разнарядке, в зрительской памяти не задерживаются. Поэтому нужно выпускать кино, которое публика захочет увидеть.

Ответ, который дала на эти вопросы студия «Мельница», вполне очевиден. В то время как почти все в мире, за исключением японцев, состязаются с голливудцами в создании компьютерных мультфильмов и неизбежно проигрывают, поскольку это производство требует больших финансовых, творческих и интеллектуальных вложений, «Мельница» рисует старые добрые «плоские» мультфильмы. То есть попросту отказывается играть по навязанным голливудцами правилам. Вместо этого «Мельница» делает ставку на забавные и занятные истории о хорошо известных сказочных и былинных персонажах. Показательно, что ее цикл хитов начался с вышедшей в 2004 году картины «Алеша Попович и Тугарин Змей». Из всех возможных героев «Мельница» выбрала былинного персонажа, который ассоциируется как с доблестью, так и с юмором, и «Алеша Попович» задал тон для почти всех последующих фильмов «Мельницы».

Хотя «Алеша» продолжил путь для будущих прокатных успехов, сам он прокатным хитом не был. Не потряс своими сборами и следующий фильм студии «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». А вот третья картина цикла «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» в 2008 году стала полноправным блокбастером, и с тех пор «Мельница» считается самым надежным российским хитмейкером. Начиная с вышедших в конце 2010 года «Трех богатырей и Шамаханской царицы», все новогодние релизы студии пополняли ряды самых кассовых отечественных лент за всю историю российского проката.

Кадр из мультфильма "Иван Царевич и Серый волк 3"

Обратите внимание, что такая стабильность для обычных киносериалов нехарактерна. Они, как правило, показывают наилучшие результаты в первые годы, а затем «сдуваются». Зачастую наиболее успешной лентой цикла становится самая первая картина, и догнать ее ни одному из сиквелов не удается. Мультфильмы же «Мельницы» «работают» как качественная услуга, которая с годами только набирает клиентов – до тех пор, пока у нее не появляются сильные конкуренты.

Это совершенно неудивительно. «Мельница» ведь в самом деле функционирует как бюро новогодних услуг. Кто-то в это время года трудится Дедом Морозом, кто-то организует елки… А «Мельница» из года в год выпускает веселый и красочный семейный мультфильм, на который можно сходить всей семьей и получить гарантированное удовольствие от понятных без пояснений шуток и знакомых с рождения персонажей. Стабильность и предсказуемость для услуги куда важнее суперкачества, и это, пожалуй, главный секрет успеха «Мельницы». Хотя тематически ее мультфильмы с Новым годом не связаны, их можно назвать прямым аналогом новогодних елок. При этом практика показывает, что для зрителей не важно, посвящен ли очередной мультфильм былинной или сказочной теме. Ленты о богатырях и об Иване Царевиче пользуются примерно равным успехом. Также не имеют никакого значения оценки критиков.

К сожалению, у этой бизнес-модели есть очевидные ограничения. Прежде всего, она не работает, когда «Мельница» выпускает мультфильмы в неурочное время. Поразительнейший пример – вышедшая в этом году «Крепость: Щитом и мечом». Несмотря на все восторги критиков и тех зрителей, которые посмотрели этот исторический мультфильм, он собрал в прокате чуть более миллиона долларов – на порядок меньше, чем новогодние ленты «Мельницы». Конечно, не исключено, что причиной фиаско «Крепости» стала не сыгравшая ставка на военный патриотизм. Но более вероятно, что осенние каникулы – куда менее удачное время для российских мультрелизов, чем новогодние праздники, общие для детей и взрослых и потому идеальные для семейных походов в кинотеатры.

Кадр из мультфильма "Иван Царевич и Серый волк 3"

Второе очевидное ограничение – скудость перечня популярных русских фольклорных героев. Это вам не набитые доверху закрома комиксных студий Marvel и DС Comics. Наших богатырей и царевичей можно пересчитать по пальцам, а новых взять неоткуда – народ больше былины не сочиняет и сказки не рассказывает. Мультфильмы «Мельницы» уже повторяются и забредают в странные, политические дебри, а дальше будет только хуже. Правда, для новогодних елок это нормально – там особого сюжетного разнообразия не было никогда. Но все же от мультфильмов публика обычно ждет большего, чем от новогодних представлений для самых маленьких.

В Америке или Японии проблему с содержанием мультфильмов легко было бы решить, но у нас комиксная индустрия не развита, а популярные советские детские книги в современные мультфильмы превращаются с трудом – слишком много там неактуальной идеологии. Сейчас «Мельница» пытается расширить свое амплуа, экранизировав «Урфина Джуса и его деревянных солдат» (выход картины назначен на эту осень), но даже в случае успеха этого проекта книг Волкова о Волшебной стране надолго не хватит.

Так что рано или поздно «Мельнице», похоже, придется перейти к «воспитанию Бабы Яги в собственном коллективе» – то есть к созданию оригинальных мультфильмов с оригинальными персонажами по примеру студии Pixar. А это дело куда более сложное и менее надежное, чем эксплуатация знаменитых сюжетов. Остается надеяться, что к тому времени «Мельница» найдет талантливых сценаристов, которые позволят ей остаться королевой Нового года.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?