Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Иностранная пресса

Обзор иностранной прессы по фильмам «Олдбой» и «12 лет рабства»

Что такое свобода? Чем дольше мы живем на земле, тем сложнее описать смысл этого понятия. Раньше свобода выражалась в том, что у человека на руках не было кандалов. Затем, чтобы считаться свободным, достаточно было не иметь над собой хозяина. Вскоре свобода стала синонимом равноправия, а когда добились правового эквилибриума, равноправие сменилось свободой слова. Со временем возможность говорить, что вздумается, переросла в потребность думать, о чем только захочется. В наши же дни свобода – пожалуй, это право быть собой, право на самовыражение. В любом случае, как бы вы ни интерпретировали это многогранное понятие, сегодняшние герои свободными себя назвать никак не могут.

В жизни Джо бывали неудачные деньки, но этот – худший из них. Однажды он проснулся в комнате без телефона и Интернета (последнее современного человека, может быть, убило бы сразу, но на дворе 1993 год), в общем, без какой-либо связи с внешним миром – двери закрыты, окон нет, и только телек рассказывает, что за пределами четырех стен что-то творится. В частности, с голубого экрана главный герой узнает, что его жена убита, а он – главный подозреваемый, что его дочь растет в приемной семье. Джо задается вопросом «За что?», страдает от безысходности, пытается покончить с собой и впоследствии становится одержим местью. Внезапно у него появляется шанс выпустить свой гнев наружу, спустя 20 лет его освобождают из «клетки»…

Лишь несколько событий, произошедших, пока Джо был оторван от мира

Лишь несколько событий, произошедших, пока Джо был оторван от мира

Этот цепляющий сюжет позаимствован у культового режиссера Пака Чхан-Ука, который в 2003 году чуть не забрал пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, поразил до глубины души Квентина Тарантино и показал, что месть – это не всегда плохо.

«Я хотел показать Месть в другом ракурсе — с положительной стороны, чтобы люди пережили катарсис с помощью акта мести. Для меня Месть — самая драматическая тема на свете. Сейчас в нас намного больше гнева, чем в прошлом, но мы живем в мире, где нам не позволяют дать ему выход. А когда мы живем в обществе, где нельзя решить проблему нашей ненависти или злобы, месть неизбежно становится темой, которая вызывает все больший и больший интерес», – говорил тогда Пак Чхан-Ук.

Новый взгляд на месть помог корейскому «Олдбою» прослыть шедевром и заставил голливудских продюсеров заняться ремейком. У руля поставили Спайка Ли, сценарий для американской публики писал Марк Протосевич, а главную роль отдали Джошу Бролину.

Кадр из фильма "Олдбой"

Кадр из фильма "Олдбой"

«Прежде чем подписаться на фильм, Джош Бролин пошел к Паку (Чхан-Уку) за благословлением, и Пак дал нам его, сказав: “Пожалуйста, сделайте свой собственный фильм”, – вспоминает Спайк Ли (Esquire). – Я с самого начала хотел снять что-то свое, поэтому, когда Джош передал мне слова Пака, я сказал: “Давай сделаем это”. Поэтому я предпочитаю называть свой фильм не ремейком, а реинтерпретацией».

Как фильм ни обзови, все равно он останется переделкой. Нельзя взять и вычеркнуть из зрительских умов оригинал, тем более такой монументальный оригинал. Само собой, 99% критиков провели очевидную параллель, и сравнение оказалось совсем не в пользу американской версии.

«Версия Ли теряет то, что действительно имело вес в оригинале, – сложную моральную составляющую, которая проявлялась в действиях двух людей, повернутых на возмездии. “Олдбой” пытается стать таким же многогранным, и в какой-то степени ему это удается, но все попытки изобразить моральное разложение, которое непременно приходит вместе с желанием отомстить, провалились по вине персонажей», – пишет Джесси Катальдо (Jesse Cataldo/Slant Magazine), намекая, что главную изюминку Спайк Ли у Пака Чхан-Ука не перенял.

«Месть в “Олдбое” и не сладкая, и не горькая; совершенно постная», – лаконично вторит своему коллеге Майкл Филипс (Michael Philips/Chicago Tribune).

Кадр из фильма "Олдбой"

Кадр из фильма "Олдбой"

У Спайка Ли для Филипса, Катальдо и солидарных с ними, естественно, припасен ответ (The Verge). Еще бы, все мы знаем, что Спайк за словом в карман не полезет.

«”Олдбой” – культовый фильм, а культовые фильмы всегда нравятся фанатикам. Если кто-то, как этим фанатикам кажется, собирается сделать что-то порочащее, что-то коверкающее или уродующее их любимый фильм, они вам об этом непременно скажут. Я это понимал и знал, что так и будет, но меня такая перспектива не пугала. Ничто не остановило бы меня. Я все равно бы сделал то, что должен», – говорил Спайк Ли еще до релиза.

Что ж, нашлись и те, кто отнесся к работе Спайка Ли с пониманием и не стал безжалостно громить ее, тыкая носом в первоисточник, например, Джон ДеФор (John DeFore/The Hollywood Reporter): «Фаны ждали, что американская версия будет немного разбавленной. Однако они сделают для себя открытие, узнав, что Ли отказался от самых памятных и неистовых моментов в фильме Пака, а на их место они с Марком Протосевичем вставили один или два небольших сюрприза, которые сняты на грани табу и сохраняют провокационность истории, не скатываясь до банального заимствования».

Говоря о табу, нельзя не упомянуть жестокость. В оригинальном «Олдбое» ее хватало, в ремейке место для крови тоже нашлось, хотя Ли и Бролин, так сказать, корчат из себя пацифистов. Правда, сложно говорить, что ты против насилия, вбивая молоток в черепушку.

«Я очень осторожно изображаю насилие в своих фильмах. Я действительно считаю, что насилие, особенно в видеоиграх, не самое лучшее, что может увидеть ребенок. Джош придерживается того же мнения. Поэтому мы аккуратно отнеслись к насилию в “Олдбое”. В то же время мы не хотели… отказываться от насилия или делать его каким-то мультипликационным», – пояснил Спайк Ли (Esquire).

Кадр из фильма "Олдбой"

Кадр из фильма "Олдбой"

Видимо, как-то Ли и Бролин все же не сдержались, или в них в какой-то момент вселился бес. Иначе не вяжется вместе слово «осторожно» и сцена с пытками Сэмюэля Л. Джексона. Дальше больше, дистрибьюторы «Олдбоя» позволили себе такую дерзость, как релиз триллера в День благодарения (благо что в ограниченном прокате), то есть во время семейного праздника, когда улыбчивые американцы идут в кинотеатры с детками.

«Неприкрытая жесткость “Олдбоя” вводит в ступор, а эта непрекращающаяся серость и холодное чувство от начала и до конца наводят на мысль, что посмотреть фильм Спайка Ли – все равно что получить по голове тупым предметом», – раскритиковал излишнюю кровавость Дэвид Хилтбранд (David Hiltbrand/The Philadelphia Inquirer).

Как вы поняли, если корейский «Олдбой» вами уже просмотрен, идти на американский не стоит. Но возможен и такой вариант, что вы пребываете в спасительном неведении. Тогда Спайк Ли и Джош Бролин смогут вас удивить.

Кадр из фильма "Олдбой"

Кадр из фильма "Олдбой"

«Поскольку любители боевиков сторонятся сложных фильмов, а любители авторского кино сторонятся экшена, “Олдбою”, возможно, придется тяжко, но будем надеяться, что он угодит обеим сторонам. Иными словами, экшен встретится с авторским искусством», – нашел как похвалить «Олдбоя» Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle), ни разу не сравнивший работы Спайка Ли и Пака Чхан-Ука в своей рецензии.

В России «Олдбой» вышел в кино 28 ноября, и, если имя Пака Чхан-Ука вам ни о чем не говорит, то новый фильм Спайка Ли может оказаться смотрибельным.

Двенадцать лет – не двадцать, но тоже несладко, особенно в XIX веке, в США и на плантации. Об этом нам расскажет третий полнометражный фильм Стивена МакКуина «12 лет рабства», под завязку укомплектованный звездами (Чиветел Иджиофор, Майкл Фассбендер, Брэд Питт, Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти и Пол Дэйно).

Свободного черного человека похищают прямо на улице Нью-Йорка и продают в Луизиану. Теперь он раб, пашет на полях, пока солнце не село, и отчаянно пытается сбежать к семье, с которой его разлучили.

Кадр из фильма "12 лет рабства"

Кадр из фильма "12 лет рабства"

В основу сюжета легла реальная история Соломона Нортапа. Он изложил свои страдания на бумагу и за девять лет до Гражданской войны опубликовал мемуары. Однако, несмотря на громкий резонанс в свое время, автобиография не получала второй жизни в XX веке вплоть до 1968 года, когда история Нортапа подтвердилась документально. Стиву МакКуину страшную байку о жестоких бледнолицых рассказала жена, и он решил снять фильм о бедняге афроамериканце.

«Еще один фильм о несправедливом рабстве, снятый ради наград», – высказался скандальный писатель Бретт Истон Эллис («Американский психопат», «Правила секса») о голливудской новинке.

Многочисленные награды, безусловно, ждут «12 лет рабства», и, как считает большинство, все грядущие почести заслуженны.

«Сильно, чувственно и неумолимо, “12 лет рабства” – это не просто отличный фильм, это фильм, необходимый кинематографу», – открывает парад дифирамбов Пол МакИннес (Paul MacInnes/The Guardian).

«В Голливуде еще не снимали такое кино, как “12 лет рабства”, и это большая ошибка. Проигнорируете этот фильм в кинотеатре, и тогда ошибку уже сделаете вы», – подхватывает порыв Стив Персэлл (Steve Persall/Tampa Bay).

Кадр из фильма "12 лет рабства"

Кадр из фильма "12 лет рабства"

«Актерская игра на выдающемся уровне, режиссура уверенная, даже прямолинейная. “12 лет рабства” – урок истории в его лучшем виде. Фильм великолепен, но, что еще более важно, он важен. Это горькая правда, которую нужно знать», – продолжает все в том же духе Рич Гудикунц (Rich Goodykoontz/Arizona Republic).

«”12 лет рабства” с легкостью можно назвать лучшим фильмом на тему американского рабства», – сделал свой вывод Дэвид Дэнби (David Denby/The New Yorker).

С такой критикой и до «Оскара» недалеко, тем более что за плечами пророческий Приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто. До «12 лет рабства» его выигрывали «Миллионер из трущоб», «Король говорит!» и «Мой парень – псих», а мы все знаем, какой куш эта троица сорвала на церемонии Киноакадемии.

Увидеть будущего лауреата «Оскара» в России можно будет 12 декабря.

Комментарии  118

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть