Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Великая французская постановщица Аньес Варда в 7 фильмах

Сегодня, 30 мая, могло бы исполниться 92 года Аньес Варда — великой постановщице, стоявшей у истоков французской «новой волны», которая на протяжении 60 лет оттачивала авторский стиль, совмещающий художественное и документальное кино. Через 7 главных фильмов француженки рассказываем, как Аньес Варда изменила мировой кинематограф и стала одной из главных женщин- режиссеров в истории.

Добавить в закладки
Великая французская постановщица Аньес Варда в 7 фильмах

ТИХИЙ ДЕБЮТ

Аньес Варда на съмочной площадке фильма "Пуэнт-Курт"

К 25 Аньес Варда работала фотографом и практически не была знакома с кино — несмотря на то что это был далекий для нее медиум, она решила написать сценарий, близкий по структуре к художественному роману, и дебютировать с ним в режиссуре. Как ни странно, отсутствие навыков и опыта не сыграло с ней злую шутку — напротив, позволило молодой постановщице положиться на инстинкты и интуитивно снять не очередной традиционный для того времени фильм, а что-то действительно свободное по духу и очень близкое ей самой.

«Пуэнт-Курт» — это скромная история несчастливой пары, живущей в маленьком рыбацком городке. Главных героев сыграли профессиональные актеры, второстепенных — реальные жители Пуэнт-Курта. Так уже в первом фильме проявилась тяга Варда скрещивать художественное с документальным — эту радикальную и дерзкую свободу оценили критики издания Cahiers du Cinéma, многие из которых через несколько лет сами дебютируют в режиссуре и схожим методом изменят мировой кинематограф. Аньес Варда сделала то же самое раньше, но ее фильм провалился в прокате — из-за этого начинающая постановщица следующие семь лет снимала исключительно короткометражное документальное кино.

ГЛАВНЫЙ ФИЛЬМ

Аньес Варда на съемках фильма "Клео от 5 до 7"

В 2019 году BBC устроило международное голосование, чтобы определить лучшие фильмы, снятые женщинами. В итоговый топ-100 попало аж шесть фильмов Аньес Варда, а второе место заняла ее картина «Клео с 5 до 7», которую часто называют главной в фильмографии постановщицы. Это история известной певицы, которая судорожно ждет результатов тестирования на рак, — полтора часа, практически в реальном времени, она бродит по Парижу 1960-х, разговаривает с незнакомцами, задумывается о своем месте в обществе и образе, которого она придерживается, чтобы всегда быть в центре внимания. Принятие собственной смертности — один из основных мотивов творчества Аньес Варда — представлено и во втором фильме, который опять же успешно совмещает элементы художественного (придуманная героиня) и документального кино (Париж того времени и настоящие люди в кадре).

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ФИЛЬМ

На съемочной площадке фильма "Счастье"

Третья полнометражная работа Аньес Варда выделяется из ее фильмографии нарочитой художественностью истории, которая подчинена заранее написанному сценарию. Это сильно отличалось от привычного для постановщицы метода работы, в котором главным этапом был монтажный, — именно тогда Варда искала в отснятых материалах, кадрах и диалогах возможность объединить их в мотивы. Впрочем, такое не похожее на предыдущие фильмы «Счастье» наглядно демонстрирует талант постановщицы работать в рамках традиционного кинематографа, сохраняя при этом опять же важный для творчества мотив женской смертности. Этот яркий и жизнерадостный фильм не случайно называют одним из самых неуютных и идиллических хорроров в истории кино. Главный герой, отец двоих детей и верный муж, влюбляется в молодую девушку — жена спокойно принимает признания мужа, но внезапно для него кончает жизнь самоубийством. Вместо горя и переживаний вдовец заменяет мертвую жену любовницей — однако ни он, ни дети не замечают изменений и продолжают жить как одна большая счастливая семья.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

На съемочной площадке фильма "Без крыши, вне закона"

«Без крыши, вне закона» — еще один важный для понимания Аньес Варда фильм, который, как и многие другие работы постановщицы, рассказывает историю отвергнутой обществом и маргинализированной героини. Французская полиция начинает расследовать смерть молодой женщины, которая умерла от переохлаждения в канаве. Через короткие флешбэки опрошенных людей зритель узнает о последних неделях жизни героини — она путешествует автостопом, крадет еду, спит где придется и занимается сексом за деньги, пока однажды не умирает из-за случайности.

Аньес Варда представила, возможно, самую революционную героиню своей фильмографии: свободолюбивую и сильную женщину, которая добровольно покинула патриархальное общество, отказалась от гендерных стереотипов и стала одиночкой, чтобы отправиться в одиссею саморазрушения в поисках абсолютной свободы. Однако даже в отрыве от героини «Без крыши, вне закона» — это радикальное в плане сторителлинга кино, которое объединяет роуд-муви, детектив и документалистику с редкой для кинематографа литературной традицией повествовательной сети, которая демонстрирует одни и те же события с разных сторон.

ТРИБЬЮТ МУЖУ

На съемочной площадке фильма "Жако из Нанта"

В 1990 году умер Жак Деми (официально от рака, на самом деле от СПИДа) — режиссер «Шербурских зонтиков» и муж Аньес Варда. Тогда постановщица сняла фильм «Жако из Нанта», осмысляющий жизнь, творчество и смерть Деми. Это частично традиционный байопик, демонстрирующий детство будущего режиссера, который с ранних лет был одержим ремеслом — эти навыки пригодятся ему, когда он будет создавать анимацию и декорации своих фильмов. Кроме того, фильм включает в себя отрывки из фильмографии Жака Деми и архивные кадры его болезни, а также саму смерть. Опять же близкое для творчества Варда кино о принятии смерти и трогательный трибьют мужу, коллеге и компаньону, который через несколько лет она дополнила документальным фильмом «Вселенная Жака Деми».

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА

Кадр из фильма "Лица, деревни"

Документалистика, очевидно, играла важную роль в жизни в творчестве постановщицы — она не только экспериментировала с художественным кино, но и оставалась в рамках документального. В ее богатой фильмографии достаточно выдающихся фильмов: есть короткометражка «Черные пантеры» про лидера организации, арестованного за убийство полицейского, и кампанию за его освобождение; дилогия «Собиратели и собирательница», в которой она сравнивает себя, ищущую новые материалы для фильмов, с людьми, собирающими мусор на улице или урожай в поле, как бы доказывая, что искусство создается с использованием ненужных обрывков. Наконец, «Лица, деревни» — формально совместное роуд-муви постановщицы и фотографа ДжейАр, которые объезжают французские деревеньки для создания уникальных фотоинсталляций, вдохновленных знакомством с местными жителями. На деле — милое эссе о креативном процессе, дружбе и поиске вдохновения. Великий и честный фильм, в котором Жан-Люка Годара называют крысой.

ЗАВЕЩАНИЕ

Кадр из фильма "Варда глазами Аньес"

Последний фильм Аньес Варда, премьера которого состоялась за полтора месяца до ее смерти. «Варда глазами Аньес» — завещание постановщицы, не только рефлексирующей о своей продолжительной жизни и вкладе в современный кинематограф, но и раскрывающей принципы своего творчества. Например, Варда объясняет свой метод «кинописьма» — она, как и многие режиссеры, была вдохновлена авторской теорией, поэтому пыталась создать собственный стиль, «используя камеру как ручку». Рассказывает, что, по ее мнению, жизненно важно не разделять фундаментальные обязанности на площадке (оператор, режиссер и сценарист) и самому отвечать за это, чтобы кино получилось цельным. А главное — она использует свои знания не для того, чтобы рассказать о себе, потому что у нее уже была честная автобиографическая картина, а чтобы мотивировать молодых режиссеров перестать мечтать, взять в руки камеру и начать снимать.


Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?