
Новая игра долгоиграющей франшизы вышла спустя 11 лет — стоило ли того ожидание?
17 июля свет увидела Donkey Kong Bananza — новая часть приключений одного из ключевых маскотов Nintendo. На этот раз Донки Конг, заручившись мощностью Switch 2, крушит все на своем пути и отходит от платформенных корней. Еще и в 3D, что не делал с 1999-го. На игру делалась серьезная ставка: это главный после Mario Kart World эксклюзив нового устройства. Каким он получился — читайте ниже.
Новое начало
В разгар золотой лихорадки Донки Конг отправляется на остров Ингот, где добываются кристаллы Банандия, — горилла, будучи фанатом бананов, просто не мог подобное игнорировать. Проблема в том, что Банандий привлек не только Конга, но и коварную организацию VoidCo.: они использовали кристаллы как топливо для устройства, способного пробиться к ядру земли. По слухам, там находится корень Банандия, исполняющий желания. Естественно, Донки Конг не мог оставаться в стороне и отправился следом — и за злодеями, и за мечтой о куче бананов.
Сюжет, как часто бывает в играх Nintendo, здесь нужен скорее для галочки: у героя должна быть хотя бы базовая мотивация для его приключений, поэтому Марио снова и снова спасает принцессу Пич, а, например, Кирби побеждает вселенское зло, что ворует его сладости. Семейство Конгов все чаще совершает невозможное ради бананов — новинка исключением не стала. А вот что для многих может стать непривычным, так это местная трехмерность: все чаще приключения Донки оставались двухмерными платформерами, которые оттачивали заложенную еще в Donkey Kong Country формулу. Единственный отход — Donkey Kong 64, которая вывела формулу «коллектатона» на новый уровень. Однако и с ней сравнивать Bananza не так-то просто.
Стальные кулаки
Ключевой фишкой новой игры стала разрушаемость уровней: Конг способен голыми руками крушить почти до основания большинство поверхностей. В геймплее доступны три направления удара — вперед, вверх и вниз, которые нужно сочетать по необходимости. Кроме того, игрок может вырывать куски земли из-под ног и использовать их либо как импровизированное оружие (размахивая как дубиной или швыряя во врагов и окружение), либо в качестве не менее импровизированного скейтборда. Характеристики различных поверхностей при этом сильно отличаются: условная глина легко ломается и может «прилипать» при броске, золото буквально взрывается при ударе, разлетаясь на мелкие осколки, а вот раздробить камни уже куда сложнее.
Золото, к слову, здесь жизненно необходимо. Оно встречается практически везде: стоит «сковырнуть» небольшой участок поверхности, как наверняка под ним найдется хоть немного драгоценного материала. Заработанное можно тратить на покупку полезных предметов, облегчающих прохождение, и на заряд вынесенной в название Бананзы, о которой стоит поговорить отдельно. С определенного момента Донки Конг способен превращаться в других существ под действием музыки — тех самых Бананз — и получать другие полезные свойства. Первая же Бананза превращает его в более могучую версию гориллы: в таком состоянии Конг может ломать те материалы, что до этого были неразрушимы, а также в целом наносить повышенный урон и быстрее разрушать все вокруг. А, допустим, в облике слона он может «вдыхать» окружение, ломая его даже быстрее, чем кулаками, — собранные материалы при этом можно в виде шара кидать во врагов. Бананзы, впрочем, еще нужно открыть — и большая их часть становится доступна сильно дальше по сюжету.
Собери их всех
Одним золотом дело не ограничивается: как и положено в «коллектатоне», Конгу предстоит собирать множество различных вещей. Самым очевидным является Банандиум: банановые кристаллы являются главной целью героя и скрываются в каждом уголке уровня. В игре их больше 600, причем далеко не все доступны сразу — часть открывается только после прохождения. Банандиум, к слову, еще и полезен — за каждые пять кристаллов Конг получает очко опыта, которые потом тратятся на развитие навыков. Можно улучшать здоровье и силу атаки, количество переносимых предметов, параметры различных бананз и, например, длительность использования импровизированного транспорта — в общем, подстроить гориллу под свой стиль игры достаточно просто. Еще на локациях раскиданы монетки (нужны для покупки определенных предметов — не путайте с золотом!) и окаменелости — последние тратятся на предметы кастомизации вроде новых штанов и краски для шерсти.
На уровнях также можно найти соревнования нескольких типов. Где-то нужно пройти полосу препятствий, где-то — сразиться с врагами определенного типа на время, а на других, например, и вовсе пройти двухмерный уровень в духе классических игр про Конга. Активности чем-то напоминают о другой игре Nintendo, The Legend of Zelda: Breath of the Wild, где также можно было исследовать особые храмы для получения потенциальных улучшений.
Не такое уж забытое, не такое уж старое
Странным образом Bananza напоминает совершенно другую игру — Super Mario Odyssey. У новинки куда больше общего с проектами о легендарном водопроводчике, чем с другими частями собственной серии, что изрядно удивляет. Разработчики честно признавались, что идея пришла именно во время работы над Odyssey, откуда, видимо, и взяли многие элементы: поиск Банандиума напоминает о спрятанных лунах, компаньон Конга (сначала это «Странный камень», позднее — юная Полина) — о Кэппи, говорящей шляпе, окаменелости — об уникальных монетах уровней, а золото в целом — о монетках обычных. Многие элементы выглядят «перекрашенными» аналогами уже знакомых по Odyssey вещей, и это несколько сбивает с толку, особенно на первых порах. Нет, играть все еще весело: потратить несколько первых часов просто на то, чтобы разломать вообще все, что видишь, здесь очень легко, а в Сети находятся и смельчаки, разрушающие уровни до основания, на что уходят чуть ли не десятки часов.
Проблема в том, что Bananza несколько потеряла в идентичности. Donkey Kong всегда был выверенным и сложным платформером, удивлявшим не столько нововведениями, сколько точностью исполнения. Bananza же предлагает качественный и интересный опыт, при этом имеющий мало общего с серией. Нельзя сказать, что это плохо: играть в новую итерацию Конга все еще невероятно увлекательно, пусть и куда легче, чем ждешь. В общем-то, здесь толком нечего ругать, за исключением очень уж простых боссов. Однако вопрос о том, стоило ли настолько пересматривать принципы, остается открытым.
С другой стороны, Bananza можно смело рекомендовать примерно всем и каждому: она легка в освоении, геймплей затягивает, а история хоть и проста, но отлично работает за счет неплохих диалогов и фирменной подачи. Главное, что оторваться от разрушений практически нереально: ломать окружение просто невероятно весело, а спрятанные повсюду секреты так и подталкивают потратить «еще пару минут» на поиск чего-то эдакого. Минуты, как часто и бывает, обращаются в часы — это ли не главный аргумент в пользу игры?