Наверх
Фильмы 2017 Время первых Танцы насмерть Последствия Форсаж 8 Кухня. Последняя битва Урфин Джюс и его деревянные солдаты Секретный агент Затерянный город Z Никита Кожемяка
Развлекся сам – расскажи друзьям.
Еще 10 фильмов, рекламировавшихся необычными способами
Нашли, на кого свалить.
10 фильмов, в которых один актер портит великолепный каст
Хорошо забытое старое.
10 фильмов, ошибочно называемых новаторскими
Шекспир одобряет.
15 писателей, исполнивших камео в экранизациях своих книг
Волос Америки.
10 голливудских киноперсонажей с самыми дурацкими прическами

Рецензия на фильм

Большой

Вся такая балетная

Любопытная, но не идеально сочиненная и смонтированная трагикомедия о жизни девочек и девушек из московской хореографической академии.

7
оценка

Спившийся танцор столичного балета (Александр Домогаров), живущий в глухой провинции, случайно замечает танцевальный талант шебутной Юли и подготавливает девочку к поступлению в Московскую академию хореографии. Там Юля быстро становится протеже влиятельной преподавательницы Белецкой (Алиса Фрейндлих), знаменитой балерины прошлого. Хотя девочка периодически влипает в неприятности, к выпускному году ее признают лучшей на курсе. Однако оставшаяся в глубинке семья никак не поддерживает Юлю, а состоятельная мать ее главной конкурентки готова на многое, чтобы ее дочь, а не Юля стала примой в выпускном балете «Спящая красавица».

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Как снимать фильмы о балете после «Черного лебедя» Даррена Аронофски? Очевидно, начисто игнорируя это превосходное кино, которое доказало, что можно заворожить зрителей внутренним миром артиста, готовящегося к главной роли своей жизни. В то время как «Черный лебедь» показывал работу над образом и постижение персонажа, в новой картине Валерия Тодоровского «Большой» об этом нет ни слова. Для героев российского фильма балет – это чистая «физика». Высокие прыжки, крепкие поддержки, идеальная растяжка… Героини как будто готовятся к Олимпийским играм, а не к исполнению лучших балетов в мировой музыке. И для Юли, кажется, нет разницы, кого танцевать – Аврору из «Спящей красавицы» или Одетту из «Лебединого озера». Мягко говоря, это спорное представление об искусстве.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Схоже был устроен недавний французский мультфильм «Балерина», у которого с «Большим» немало сюжетных параллелей. Но то была нарочито простенькая картина для маленьких девочек, не готовых постигать те дебри психоанализа, которые затрагивает «Черный лебедь». «Большой» же, вопреки заверениям режиссера в интервью, данных по ходу съемок, предназначен не семьям, а старшим подросткам и взрослым (там есть моменты и откровенные рассуждения, которые для малышей не подходят). В таком кино можно было копнуть глубже, чем в «Балерине». Но нет – очевидно, балет как искусство Тодоровского не особенно волнует.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Что же занимает режиссера? Закулисная жизнь академии хореографии, а в конце фильма еще и Большого театра. Мы видим, как девочки и девушки занимаются, как они развлекаются, как сражаются со своими растущими организмами, как переживают свои первые романтические приключения, как поддерживают и подводят друг друга. Нам показывают бывших балерин, которые тесно связаны с профессией даже через десятки лет после ухода со сцены, и мы слышим горькие признания блистательного танцора на грани пенсии. Мы наблюдаем за теми, кого балет сломал, и за теми, кто служит ему, даже несмотря на страшные хвори.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Сыгравшая главную роль Маргарита Симонова – прима-балерина Варшавского театра оперы и балета

Все это любопытно и правдоподобно. Снимавшиеся в картине балерины (Тодоровский не нашел актрис, способных танцевать на уровне Большого театра, и отдал главные роли профессиональным балеринам) говорят, что лента как будто списана с их жизни, и их словам безоговорочно веришь. Но если социальная этнография вас не занимает, то «Большой» вряд ли вам приглянется.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Пожертвовав занимательностью ради жизненности, Тодоровский сделал свою главную героиню хоть и бойкой, но пассивной. В отличие от предприимчивой протагонистки «Балерины», которая изо всех сил пробивается на сцену, Юля лишь пользуется теми шансами, которые ей предоставляют другие люди, от преподавателей до однокашниц. Конечно, нужно быть упорной и трудолюбивой, чтобы удержаться в академии, но это общая черта всех балерин, дотянувших до выпуска. Юлю от них отличает лишь большой талант, а не особый драйв и героические поступки.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Наоборот, единственный сюжетный Поступок героини – со знаком минус. В кульминации она проявляет не силу, а слабость, и история Юли оказывается не героическим повествованием вроде «Балерины», а мрачноватым предупреждением о том, что если вы всю жизнь тянете ребенка за уши, то не надейтесь, что он научится принимать умные самостоятельные решения. Когда же получасовой финал выводит картину к осторожному хеппи-энду, то речь вновь идет о том, что ради пассивной девушки делают другие люди. Все как у Булгакова: «Сами предложат и сами все дадут». Согласитесь, это ужасный жизненный принцип для главной героини в XXI веке, и особого уважения Юля не заслуживает. Особенно на фоне тех, кто работает на нее. А если не уважаешь главную героиню, то кино о ней смотришь со скучающим «зоологическим» интересом: «Ишь какая гибкая зверушка!»

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

В вышеупомянутых интервью Тодоровский говорил, что не хотел «в мыльном духе» заострять закулисные страсти и изображать, как девушки подкладывают лезвия в чужие чешки и делают прочие гадости, чтобы обойти конкуренток. Действительно, хотя Юля и ее соперница Карина сражаются за главную роль, ведут они себя как подруги, а не как противницы. Мать Карины тоже не заказывает для Юли киллеров, хотя может себе это позволить. Однако драма должна быть драматичной, а с таким устройством сюжета драматизма в «Большом» куда меньше, чем его должно быть в мейнстримном двухчасовом повествовании без погонь и перестрелок.

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Алиса Фрейндлих специально для роли изучала балет, чтобы не ударить в грязь лицом в компании профессиональных балерин

Зато в «Большом» много остроумного юмора, преимущественно словесного. Его так много, что фильм впору называть не драмой, а трагикомедией. Благо, что у Алисы Фрейндлих весьма существенная роль, и бывшая героиня «Служебного романа», давно не появлявшаяся на большом экране, с удовольствием напоминает публике о своем комедийном даре. Ее колоритная и многогранная работа в «Большом» – из числа тех, о которых в Америке пишут, что это весомый претендент на «Оскар». Когда Фрейндлих в кадре, ее партнеров с трудом замечаешь. Вот что значит харизма!

Кадр из фильма "Большой"

Кадр из фильма "Большой"

Впрочем, сыгравшие Юлю и Карину в юности Маргарита Симонова и Анна Исаева тоже не лыком шиты, и они показывают не только балетную красоту и танцевальный талант. В фильме есть моменты, когда чувствуется, что не все девушки на экране прошли актерскую подготовку, но к исполнительницам ключевых ролей претензий нет. Это касается и тех девочек, которые изображают Юлю и Карину в детстве.

Напоследок погрозим пальцем неуклюжему монтажу ленты. Повествование начинается с того момента, когда Юля поступает в академию, и предшествующие события показываются во флешбэках, которые неудачно сочетаются с основным действием. К тому моменту, когда фильм спохватывается и начинает рассказывать, какой была прежняя жизнь Юли, это перестает быть интересным, поскольку зрители уже смирились с тем, что они мало что знают о прошлом девочки и что им достаточно того, что иногда проскакивает в диалогах. Либо надо было вести повествование в хронологическом порядке, либо вклеить флешбэки так, чтобы они не воспринимались как ненужные и затягивающие ленту отступления от основной сюжетной линии. И, кстати, надо было уделить большее внимание матери Юли, а не фиксироваться на персонаже Домогарова, поскольку родительница девушки для кульминации важнее, чем первый учитель Юли.

С 11 мая в кино.

 
Большой Борис Иванов 7 10
 14

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров

 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть