Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Арестуйте меня»

Камерная разговорная драма – диалог двух ярких актрис – лишь прикидывается триллером. На самом деле это жесткое социальное заявление, демонстрирующее неоднозначное решение проблем насилия в семье

Добавить в закладки
Явка с повинной

Трейлер

Поздним вечером, когда в полицейском участке остается лишь дежурный инспектор, в двери отделения входит женщина, утверждающая, что ее погибший десять лет назад муж вовсе не покончил с жизнью, выбросившись с балкона. Женщина говорит о том, что она столкнула своего супруга, не выдержав побоев и скотского к себе отношения в течение многих лет. Ночь один на один с женщиной-инспектором проходит в жарком споре – заслуживал ли смерти распускавший руки муж и заслуживает ли наказания вырвавшаяся из-под гнета жена.

Кадр из фильма «Арестуйте меня»

В основе сценария картины лежит роман Жана Теле «Законы гравитации» – бестселлер, источник неоднократных театральных постановок

Зрители, ориентирующиеся в фильмах исключительно по кратким синопсисам и дежурным сведениям с рекламных флаеров в кинотеатрах, наверняка не раз были обмануты их содержанием. «Арестуйте меня» относится к числу именно тех картин, которые, с одной стороны, оставят недовольными тех, кто пошел на нее в кинотеатр, полагая увидеть триллер, а с другой стороны, за бортом оказывается целевая аудитория ленты – женщины, жаждущие увидеть большую человеческую драму с огромным знаком вопроса, которую можно долго обсуждать, смакуя подробности и примеряя ситуацию на себя.

Кадр из фильма «Арестуйте меня»

Триллером в картине не пахнет. Хотя в фильме присутствует и огнестрельное оружие, и наточенная вилка, используемая не по назначению, и указанное в завязке падение с высоты, основная линия ленты вовсе не в этом. «Арестуйте меня» – это разговорная драма, беседа двух женщин, прерываемая флешбэками да редкими появлениями в кадре третьестепенных эпизодических героев. Зато драма здесь разворачивается со всеми присущими трагедии атрибутами – «виновная» и «инспектор» кричат, плачут, молятся, читают стихи, дерутся, направляют друг на друга пистолет, но главное – делятся своими жизненными переживаниями. Оказывается, каждая из них впервые нашла собеседника, которому вот в такой необычной обстановке хочется излить душу.

Кадр из фильма «Арестуйте меня»

Режиссер Жан-Поль Лильенфельд заслужил мировое признание своим предыдущим фильмом – драмой «Последний урок», отмеченной двумя номинациями на премию «Сезар»

Что же лежит тяжким грузом на душе считающей себя виновной вдовы? Режиссер от нас этого и не скрывает – героиня Софи Марсо в первом же своем флешбэке рассказывает о том, как подтолкнула мужа, когда тот угрожал убить себя, стоя на краю балкона. Что привело к этому? Бесконечные унижения и побои, которые также всплывают в воспоминаниях. Почему героиня это терпела? А вот здесь зритель спотыкается… Вроде бы ничего хорошего от встречи женщины с будущим мужем ждать не приходилось – и первое свидание не задалось, и будущая свекровь намекала на неустойчивую психику, и отметина от зубцов вилки у женщины на руке неспроста. Почему же героиня все это терпит? Автор картины ходит вокруг этого с некой опаской, пытаясь прикрыться темой насилия в семье. Что ж, его можно понять – разговоры об этом всплывают в кино нередко.

Кадр из фильма «Арестуйте меня»

И тут начинается самое интересное – мнение режиссера о насилии в семье транслируется зрителю через инспектора в исполнении ветерана (в лучшем смысле этого слова) французского кино Миу-Миу. Инспектор спокойно заявляет: «Все правильно сделала!» От недоумения у зрителя даже может пропасть дар речи. Как это так – автор не ищет причин в воспитании домашнего безумца, не пытается разобрать характерные черты, не предлагает пути решения для женщины, подвергающейся унижениям, точнее, делает все, чтобы показать, что никакого иного выхода нет, кроме как ответить один раз, но ответить так, чтобы покорная жертва и дальше могла оставаться той же «овечкой», но уже при отсутствии «волка».

Кадр из фильма «Арестуйте меня»

Есть над чем подумать. И, пожалуй, финальная сцена, когда несчастная жертва многолетнего попрания, разомкнувшая круг легким движением руки, встречается с сыном и объясняет ему мотив своего похода в ночной полицейский участок, – это самое сильное, что есть в фильме. Софи Марсо – красавица и мастер создания романтического настроения – в эти полтора часа преображается в совершенно необычный для себя типаж: библиотекарша, скрывающая синяки от коллег, кутающаяся в бесформенную одежду и укрывающаяся от внешнего мира коконом жертвы. Под стать ей и Миу-Миу – отвергнувшая все внешнее следователь, предпочитающая спать в участке, запирающая двери и выключающая свет в надежде, что ее минут ужасы, которых она насмотрелась за свою карьеру. Дуэт получился ярким, жаль лишь, что большую часть времени собеседники тратят на жонглирование словами, ничуть не прибавляющими смысла происходящему.

В финале хотелось бы отметить необычный режиссерский прием, созданный Жан-Полем Лильенфельдом: флешбэки героини Софи Марсо показаны от первого лица, что добавляет истории объема, но не смысла. «Арестуйте меня» по настроению напомнила мне «Разговор» Сергея Комарова – те же четыре стены, в которых оказываются собеседники, те же воспоминания, подкатывающие все сильнее и страшнее, то же финальное прозрение. Разница лишь в том, что французский фильм – это подогнанный к задаче ответ. Ответ без решения и без цепочки размышлений. Преступление, наказание и раскаяние без понимания. А ведь необходимо в случае, описываемом в фильме, именно оно.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?