Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Земля кочевников: рецензия на фильм «Заступник»

Неказистое роуд-муви с известными конфигурациями: мстительные мексиканцы против Лиама Нисона в отставке.

Добавить в закладки

Трудолюбивый фермер Джим Хэнсон (Лиам Нисон) живёт на ранчо близ мексиканской границы. Размеренное обитание бывшего морского пехотинца нарушает случай – герой встречает мексиканских беглецов, мать и ее одиннадцатилетнего сына, которые пересекают забор, прячась от вооруженного картеля. Щекотливая ситуация приводит к смерти женщины и одного из членов банды – Джим остаётся вместе с мальчиком, скрываясь от картеля, который намерен убрать обоих.

Дальнейшее описание картины бессмысленно, так как оно укладывается в известную формулу, растиражированную ещё со времён первой «Заложницы». Эта схема стала отдельным поджанром боевика и называется «Лиам Нисон берёт правосудие в свои руки» – почти всегда играя сдержанных мужчин в отставке (обязательно с травмирующим военным прошлым), герой вынужден бросить кости и ввязаться в вооруженную бойню.

Лиам Нисон в роли Джима на кадре из фильма «Заступник»

Лиам Нисон в роли Джима на кадре из фильма «Заступник»

Картина Роберта Лоренца ни на шаг не уклоняется от генеральной линии жанра – уходя от настойчивой мафии, бывший снайпер стремится доставить мальчика в Чикаго, чтобы тот воссоединился с родственниками. Умудренный военный знает цену справедливости, а также вспоминает боевые навыки прошлого – они идут в ход, когда герой сталкивается с разъяренными мексиканцами и продажными копами. Неказистый и откровенно затасканный сюжет вызывает десятка два жанровых ассоциаций: от «Старикам тут не место» и пятого «Рэмбо» вплоть до олдскульных драм Клинта Иствуда. Правда, общее впечатление рискует остаться сухим – роуд-муви Лоренца страшно недостаёт самости, твердости и уверенного ритма.

Джейкоб Перес в роли Мигеля на кадре из фильма «Заступник»

Джейкоб Перес в роли Мигеля на кадре из фильма «Заступник»

При всём драматическом напряжении – здесь и суровые бандиты, которые мчатся по автостраде с жаждой мести, и осмысление трамповской политики, где мексиканцам отказывают в предоставлении убежища (что, конечно, сулит большие неприятности 11-летнему Мигелю), – «Заступник» оказывается беззуб, ужасно прямолинеен и, кроме того, до очевидности беден. Полуторачасовой побег от картеля дает результат разве что в двух-трех заявленных сценах: классическая для триллера ситуация в мотеле (в котором, разумеется, героям никогда не удаётся спокойно переночевать и который по щелчку пальцев находят недоброжелатели), стычка с полицейским и весь экшен – в одной сцене с перевернутым автомобилем. Есть ещё финальное противостояние, где Лиам Нисон и Хуан Пабло Раба раздают друг другу тумаки – но и эта сцена пробкой вылетает из памяти, так как дерутся здесь неважно, еще и не посреди красивых ландшафтов неовестерна, а внутри заурядного сарая.

Лиам Нисон в роли Джима на кадре из фильма «Заступник»

Лиам Нисон в роли Джима на кадре из фильма «Заступник»

У фильма, конечно, не отнять автохтонного духа Америки. Сельские пейзажи, критика социальной несправедливости (у героя, патриота и участника Вьетнамской войны, отнимают ферму, оставляя фактически не у дел). Но всё это не перерастает в серьезное рассуждение – авторы используют социально-политическую проблематику как контур для тривиальной закваски о беглецах в беде. Авторы сверху донизу набивают картину штампами, лениво копируя не только общие места американо- мексиканских триллеров, но и бойкую фильмографию Нисона. 68-летний актер, мало кто усомнится, прочно вошёл в список лучших героев боевиков, по сей день оставаясь в хорошей форме, но в «Заступнике» ему решительно нечего играть. Нисон грустит по умершей жене или величаво держит винтовку – на это всегда приятно наводить резкость, но смысл видеть одно и то же в сто первый раз, в сущности, едва ли имеется.

Выбрав размеренный темп и сердобольность (хотя за собаку героя порой переживаешь больше, чем за мексиканского парнишку), «Заступник» изначально отказался претендовать на попадание в эшелон высококлассных и энергичных боевиков. Для экшена ему страшно не хватает драйва, для дорожного триллера – скользких виражей, для острого политического высказывания – фигуры Трампа у власти с его идеей о пограничных барьерах с Мексикой. Едва успев выйти, «Заступник» умудрился устареть и обеспечить себе бесславное существование. Да и Нисон после трудоёмкой экшен-фильмографии нуждается в выходе на пенсию – сейчас ему уже не так-то просто вырубить парочку негодяев, не говоря уже о нескольких десятках.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?